Navigation bar
  Print document Start Previous page
 95 of 156 
Next page End  

традиционными схемами социальных зависимостей и соподчинений. Работник, попадающий
в систему технических и экономических связей, «отрывается» от предписанной ему
социальной роли. Он начинает цениться как субъект, распорядитель собственной энергии,
как потенциальный исполнитель различных производственных операций. Традиция как
некая слитность социальной и технологической схем расщепляется: технологические схемы
отделяются от схем социальных, межчеловеческих. Причем работник как деятельная сила
оказывается непосредственно зависим от технологических связей, тогда как зависимости
социальные начинают проявляться в его жизни все более опосредованно.
Решающим моментом этого процесса оказывается применение в производстве энергий пара,
а затем и электричества. Возникновение крупной машинной индустрии все более втягивает
человеческих индивидов в связи, образуемые технологическими процессами. Схемы
человеческой деятельности и кооперации обретают вещественное воплощение и начинают
действовать как бы независимо от самих людей. Если в «социальных машинах»
предметность наделялась органическими и человеческими чертами, то теперь машины,
воплотившие синтезированные силы людей, проецируют на человеческие отношения логику
и зависимости технических процессов.
Машины, опредметив схемы деятельности людей, образуют обособленный предметный слой
социальности, который теперь охватывает связи между людьми как некая обстановка,
задающая пространственную конфигурацию и временной ритм человеческой жизни.
Происходит своего рода оборачивание; предметность, бывшая результатом человеческой
деятельности в определенных природных условиях, становится определяющим условием
совместной жизни людей и их отношений с природным миром.
§ 2. Общество и государство
Вполне привычным является рассуждение о личности в контексте выражений «личность и
среда», «взаимосвязь личности и среды», «зависимость личности от среды» и т.п.
Становление этой словесной и логической связки, этого способа видения и понимания
личности сопряжено с конкретной исторической ситуацией. Кооперирование человеческих
деятельных сил «вокруг» формирующейся промышленности, воплощение композиций этих
сил в системы машин привели и к автономизации работника, закрепляли за ним возможность
самостоятельно комбинировать и тратить свои жизненные ресурсы.
Поскольку машины и механизмы составляли все более обширные и сложные совокупности,
постольку люди должны были хотя бы в минимальной степени обладать конструктивным и
культурным пониманием процесса. Они переставали «питать» производство своей
физической энергией, но несли ответственность за непрерывность процесса, за сохранение
его формы, за качество его результатов. Раскрывая эти функции, человек тем самым
подтверждал и свое право на экономическую и культурную самостоятельность.
По сути дела, с этими функциями и их практическим обеспечением связывается в
индустриальном обществе понятие личности — не выдающейся личности, противостоящей
безликим массам, а личности в гражданском смысле этого слова — человека, обладающего
необходимым минимумом прав, достоинств и соответствующих гарантий.
Личность — это минимальная самобытность человека, подкрепленная способностью
регулировать свое поведение различными стандартами: юридическими, экономическими,
техническими.
Личность противостоит среде, поскольку она автономна, самостоятельна в занятиях и
свободна в решениях.
Личность принадлежит среде, так как выбирает и действует в рамках среды, строит
поведение по стандартам, предлагаемым средой, ограничена бытием и действием других
личностей, включенных в среду.
Hosted by uCoz