Navigation bar
  Print document Start Previous page
 118 of 121 
Next page End  

118
Баху, - ту странную двойственность впечатления, на границе  невозможного
и  возможного,  которая  до  "психологии  животных"  едва  ли  могла   и
существовать.
     Надо  сказать,  что  отношения  притчи  о  Джонатане  с  привычными
современному   человеку   документализмом   этим   не   исчерпываются  и
иллюзорная достоверность возникает  не только от  сопряжения легендарной
структуры   сюжета    с   реальной    фактурой   фотографии.    Подобием
документальности аранжирована сама история.
     Тренировки  Джонатана,  подробное   и  квалифицированное   описание
техники полета  и фигур  высшего пилотажа  сродни репортажности  "нового
журнализма".  И   если  притча   проходит  по   касательной  к   области
"психологии  животных",  то  уж  тем  более соприкасается она с обширной
областью,  хорошо  знакомой  Баху,  по  имени которой называется журнал,
куда первоначально предназначил он свой труд ("Флайнг" - "Полет").
     Едва  ли  надо  напоминать  читателю  о  том пути, который на нашей
памяти проделала авиация - от преодоления звукового барьера до выхода  в
космос, -  чтобы объяснить  завораживающий и  полемический смысл вечного
вопроса "зачем?" и бескорыстного стремления к совершенству.
     Но  книжка  издательства  "Макмиллан"  в голубой глянцевой обложке,
где столько же  строчек набора, сколько  облаков, света, тумана,  полета
чаек  (все  это  воспроизводится  в  полном  объеме  в  любом   дешевом,
карманном  издании)  заставляет  вспомнить  совсем  другое  современное,
популярное, модное имя -  имя уже достаточно известного  нашему читателю
"пророка    телевизионной    эры"    Маршалла    Маклюэна.      Конечно,
полиграфическая  техника  сегодня  не  располагает возможностью передать
еще и  ветер, крики  чаек, дерущихся  за рыбьи  головы, свист  крыльев и
тишину неба, куда  возносится Джонатан, как-никак,  книга есть книга,  а
не   экран   телевизора   и   "Джонатан"   относится,   по  Маклюэну,  к
дотелевизионной "гутенберговой  галактике"; но  насколько возможно  было
сделать  в   границах  современной   полиграфической  техники    книжку,
обращенную  не  только  к  разуму  читателя,  но  и ко всей совокупности
чувств  человека  эры  телевидения,  настолько  издательство "Макмиллан"
постаралось  это   сделать.   Вот   почему  о   ней  уместно   писать  в
телевизионной  терминологии:    "Джонатаном"  не   увлекаются,  в   него
"вовлекаются" (involve).
     Но  как  бы  ни  казались  соблазнительны и пояснительны экскурсы в
сопредельные  "Джонатану"  области  возможных  читательских  интересов и
притяжений, все же  в поисках секрета  его успеха пора  вернуться к нему
самому.
     Проще   и   естественнее   всего   объяснить   успех    "Джонатана"
"минус-факторами",  как  сказали  бы  сторонники  структурного метода. В
самом  деле,  на  фоне  нарастающего  насилия, узаконенной порнографии и
грубого  потребительского  материализма,   ставших  modus  vivendi   (*)
современной массовой культуры, бескорыстное и отшельническое  стремление
странной чайки  по имени  Джонатан Ливингстон  к совершенству становится
чем-то вроде исповедания веры.
     Очевидна   евангельская   структура   сюжета:   изгнанничество   и
избранничество, смерть и воскресение, проповедь, чудеса, апостолы.
     Так же  очевидна сознательная  модификация его,  "остранение" путем
перенесения в иную и уже аллегорическую действительность.
Hosted by uCoz