Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 121 
Next page End  

25
2.1. Теория
В головном мозге человека существует мощный аппарат, называемый системой памяти.
На памяти, как на одном из факторов, базируется процесс обучения и происходит психи-
ческое развитие личности.
Анатомическая структура памяти. Древние восточные учения установили, что всех
людей по творческим способностям можно подразделить на два типа, .По терминологии рус-
ского физиолога  И.П.Павлова,  занимавшегося исследованиями работы мозга, это тип
мыслителей и тип художников. Мыслители хорошо запоминают логическую информацию, а
художники — зрительную.
Современные исследования учеными работы головного мозга дают научное понимание
явлений, на которые обратили внимание древние учителя Востока, и подтверждают их.
Оказалось, что полушария головного мозга специализированы: каждое из них обладает
определенными функциями. В видении левого (логического) полушария находятся такие
виды деятельности, как речь, чтение, письмо, счет, а также решение задач, требующих
применения логики. Таким образом, левое полушарие ведает рациональным, аналитическим,
вербальным (логическим) мышлением. Следовательно, если у человека лучше развита
словесно-логическая память и его «ведет» левое полушарие, то этого человека можно
отнести к типу  мыслителей. Правое же полушарие имеет прямое отношение к образному,
синтетическому, «целостному» восприятию действительности, без ее дробления. Таким
образом, правое полушарие ведает интуицией, пространственно-образным мышлением.
Следовательно, если у человека лучше развита зрительная и слуховая образная память и его
«ведет» правое полушарие, этого человека можно отнести к типу художников.
Комплекс упражнений программы «Сатори» обеспечивает гармонизацию работы левого и
правого полушарий, поскольку слушатель программы должен быть и мыслителем, и
художником одновременно.
Для лучшего зрительного восприятия и запоминания представим анатомическую
структуру памяти в виде таблицы (рис.9).
Левое полушарие
Правое полушарие
Логика
Интуиция
Вербальное
мышление
(логическое)
Речь
Чтение
Письмо
Невербальное мышление
(пространственно – образное)
Сознательная деятельность
мозга – 10 %
Подсознательная деятельность
мозга – 90%
Рис.9. Анатомическая структура памяти
В обыденной жизни каждое из двух полушарий дополняет одно другое. Правое имеет
преимущество в сфере неизвестного, нового, парадоксального, неопределенного,
нешаблонного. Левое упорядочивает и систематизирует опыт, позволяет избежать хаоса и
неразберихи.
Наша цивилизация со времен Аристотеля пошла по пути преимущественного развития
левого логического полушария, в результате чего большая часть человечества утратила
способность использовать свое подсознание, отказавшись тем самым от важных источников
информации. На уровне сознательной деятельности функционирует только 10% нашего
мозга, подсознательная деятельность — это 90% (см.рис.9).
Из этого можно сделать вывод, который лежит в основе программы «Сатори»: без
воздействия на механизмы подсознательных процессов, без управления подсознательной
сферой невозможно решить задачу дальнейшей активизации творческой деятельности и
развития механизмов памяти.Чтобы успешнее воздействовать на механизм, нужно уяснить
себе особенности его функционирования. Рассмотрим схему поступления информации в
мозг (рис.10).
Hosted by uCoz