Navigation bar
  Print document Start Previous page
 36 of 121 
Next page End  

36
способность к нему, но до определенных пределов. Здесь мы опять считаем своим долгом
повторить предупреждение — не превращайте свои тренировки в идефикс (навязчивую
идею). Мера необходима во всем, не случайно мы во всех упражнениях даем рекомендации
по периодичности (цикличности) упражнений, т.е. дозируем их.
Хотим отметить, что в программе «Сатори» мы не исчерпали всех средств обучения и
всего инструментария, это задача следующей ступени нашей Комплексной программы. В
программе «Ультра-Рапид» есть специальные упражнения, которые решают задачу развития
эйдетического восприятия. Программа «Сатори» является как бы подготовительной для
поднятия культуры визуального мышления. К сожалению, для нашего века научно-
технического прогресса характерно отсутствие культуры визуального мышления. Почему
создавались изумительные художественные произведения, скульптуры в эпоху
Возрождения? Не потому, что люди были более способными, а потому, что существовал
культ визуального мышления, когда человек с раннего возраста обучался видеть и создавать
красоту. Сегодня обучают чему угодно, но только не этому. Нужно вернуться к древним
истокам, и сделать это можно, закладывая основы визуальной культуры в самом раннем
возрасте.
Синестезия это совместное чувство, одновременное ощущение явление, состоящее
в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, вызывает
не только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и
добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.
Наиболее распространенным проявлением синестезии является так называемый цветной
слух, при котором звук наряду со звуковым ощущением вызывает и цветовое. Цветовой
слух наблюдался у композитора А.Н.Скрябина, который обладал очень развитой
синестезией. У Скрябина каждый звук имел определенную окраску, ему принадлежит идея
цветомузыки.
Можно вспомнить выдающегося мнемониста Шерешевского,который, проходя мимо
забора, мог сказать про него: «Он такой шершавый, такой горький на вкус». Можно себе
представить, как развита была синестезия у этого человека — и осязательные, и вкусовые
ощущения.
По своей природе синестезия, по-видимому, представляет собой усиленное
взаимодействие анализаторов: визуализация слышимого — цвет — звук; осязание — вкус и
др. У многих людей, например, желто-оранжевый цвет вызывает ощущение тепла, а сине-
зеленый — ощущение холода, и т д.
Что из всего этого следует? Когда мы говорим об активизации процессов нашего
мышления и памяти, нужно как можно больше средств привлекать для активизации
процесса восприятия. Вот почему, воспринимая текст, вы должны видеть, слышать, осязать,
ощущать, чувствовать запахи, иметь вкусовые ощущения, т.е. задействовать все пять
органов наших чувств. Чем больше различных компонентов будет вовлечено в процесс
запоминания, в процесс восприятия текста, тем глубже , полнее и эффективнее будет
процесс восприятия и воспроизводства, т.е. степень развития нашей памяти. Мы, к сожале-
нию, очень пассивны в созерцании. Не случайно многие специалисты говорят:«Мы
смотрим, но не видим». Так давайте же учиться видеть, давайте, воспринимая, учиться
сознательно воздействовать на пять органов наших чувств. И делать это тогда, когда нам
действительно нужно. Результатом будет более глубокое и продуктивное восприятие,
последующее запоминание и понимание того, что мы воспринимаем. Развитию синестезии
способствует чтение и работа с медитативными текстами, такими, как, например,
медитативный текст ¹ 2 «Роза мира».        
3.2. Методические материалы урока 3
Прежде чем приступить к упражнениям данного урока, приготовьте все необходимое.
У вас постоянно под рукой методические материалы урока 1 (см.п.1.2 урока 1).
Окно мнемониста вы изготовили для себя в предыдущем уроке и уже работали с ним. 
Прописные буквы для слов МАМА, ПАПА у вас уже готовы, вы изготовили их в
предыдущем уроке.
Hosted by uCoz