Navigation bar
  Print document Start Previous page
 71 of 121 
Next page End  

71
«Объемное восприятие и его роль в развитии памяти» — тема настоящего урока,
имеющего своей целью дальнейший прогресс в развитии тренировки памяти.
Обращаем ваше внимание, что каждый урок помогает организовать вашу
интеллектуальную деятельность на более высоком качественном уровне.
7.1. Теория
Объемное восприятие и его роль в развитии памяти. Как вы уже знаете, зрение бывает
трех видов: черно-белое; цветовое; объемное.
Вы хорошо знаете, что такое черно-белое зрение, т.к. большинство текстов мы видим в
черно-белом изображении. Цветному зрению был посвящен предыдущий урок 6.
В уроке 7 мы переходим к объемному восприятию текста и решение этой задачи начинаем
с объемного восприятия вашего инструмента для медитации — мандалы, реализовать эту за-
дачу можно с помощью тоннеля мнемониста.
В чем заключается идея объемного восприятия мандалы? Вы должны перейти к
объемному восприятию читаемых текстов.
Недавно лазерные системы дали возможность увидеть изображения объемно
(голография). Лазерная наука сравнительно молодая, разработки лазерной техники начались
с 1962 г. Успехи в этой области достигнуты колоссальные. По мере развития науки мы все
более и более убеждаемся в том, что существующее в природе присуще и человеку. Вы
должны «входить» в текст, как бы развернув лазерный луч вашего восприятия внутрь себя,
нарисовать картину происходящего в тексте внутри себя и при этом видеть ее не только в
цвете, но и в объеме. Нужно постараться слиться с объектом восприятия, добиваться
эффекта присутствия в «кадре».
Возможности мозга в смысле объемного видения безграничны, и о том, что «невозможное
возможно» свидетельствует опыт отдельных художников, которым удается изображать
«невообразимые фигуры». Вашему вниманию предлагается одна из «невозможных фигур»
— «Треугольник Пенроуза» (рис. 34).
При беглом взгляде вы не замечаете в нем ничего особенного. Три его угла настраивают
на привычную картину: сколоченный из трех брусков объемный треугольник.
Дело, однако, осложняется, как только вы пытаетесь представить его пространственную
форму, т.е. занимаетесь реконструкцией трехмерности по плоскому изображению. Мозг
отказывается принять реальность этой фигуры. Глаз блуждает по контуру от одной вершины
к другой, вертится по кругу все быстрее, быстрее и ни на йоту не приближается к решению
загадки. Треугольник остается странным, ирреальным. В чем причина? Как же выйти из
противоречия? Очень просто: закрыть пальцем одну из вершин (излишнее знание только ме-
шает), и произойдет мгновенная метаморфоза: стороны треугольника «выскочат» из
плоскости листа, превратят псевдоплоскую фигуру в объемную; все три брусочка станут
перпендикулярны друг другу,
Трюки, подобные треугольнику Пенроуза, очень любил рисовать голландский художник
Морис Эсхер. То и дело на его картинах встречаются «струящийся вверх» водопад, таинст-
венной формы строения, направленная все время вниз по замкнутому кольцу лестница.
Рис. 34 Треугольник Пенроуза
Странность изображений разгадывается уже известным нам способом: нужно прикрыть
часть картины, построить с треугольником и линейкой точки схода перспективы, и
становятся видимыми изощренные приемы «игры» мастера.
Было бы совсем неплохо, если бы вам удалось поработать с «невозможными фигурами»,
Hosted by uCoz