Navigation bar
  Print document Start Previous page
 79 of 121 
Next page End  

79
Восприятие цвета, восприятие объема и др. — элементы, которые стимулируют
деятельность правого полушария, развивают его.
Установлено, что правое полушарие связано больше с эмоциональными реакциями, чем
левое. Правое полушарие преимущественно ответственно за творческую активность, оно
ориентировано на интуицию, инстинкт, недосказанность, а левое полушарие — на языковое
(речевое) общение. Вы уже включили в работу правое полушарие. Сеансы медитации с
помощью цветной медитативной диаграммы «Мандала» при воздействии медитативной
музыки помогают войти в состояние озарения, творческого подъема. И если вам расста¸тся
легко, радостно, значит, удалось смоделировать состояние «сатори». Необходимы
длительные тренировки, чтобы сделать этот процесс непроизвольным. Необходимо вести
поиски вхождения в состояние медитации, фиксировать моменты творческого подъема;
описывать их, если они уже были.
2-й этап. Активизация буферной памяти. Что такое буферная память? Из урока 2 вы
уже знаете, что различают три типа зрительной памяти: иконическую, кратковременную и
долговременную (см. рис.11). Как только мы воспринимаем какую-либо информацию,
срабатывает механизм иконической памяти. Информация в виде образа-иконы поступает в
буферную память и мгновенно запечатлевается. Затем происходит обработка информации в
кратковременной памяти. Именно на этом этапе идет интенсивный обмен информацией с
рабочим буфером: известно или неизвестно об этом, читал или не читал, знаю или не Знаю и
т.д. И только то, что попадает в долговременную память, подлежит воспроизведению.
Таким образом, буферная память — это промежуточный элемент между типами памяти и,
к сожалению, у большинства людей работает слабо. А между тем поступившая в виде
начальных ростков информация, будучи незакрепленной, может исчезнуть, уйти из нашего
сознания. Надо активизировать работу буферной памяти, продлить процесс запечатления.
Средством активизации буферной памяти является прежде всего работа с окном
мнемониста, работа с тоннелем и помещенным в него экраном мнемониста. Именно эти
упражнения в значительной степени активизируют нашу буферную память.
Мы как бы фиксируем, как бы продлеваем мгновения, в которые запечатлевается то, что
воспринято.
3-й этап. Формирование навыков эйдетического восприятия. Что такое эйдетизм, мы с
вами достаточно подробно рассмотрели в уроке 1 (см. п.3.1). Эйдетизм (от греческого слова
эйдос — «вид, образ») способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и
восприятию чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен.
Это разновидность образной памяти, выражающаяся в сохранений наглядных образов
предметов после окончания и воздействия на органы чувств. Вся информация, которая
воспринимается глазами из окружающего мира, запечатлевается у эйдетика как бы на экране
внутреннего взора, обращенном внутрь мозга. И когда нужно что-то вспомнить, бегающий
луч нашего внутреннего (мысленного) взора сканирует и считывает все, что на этом экране
запечатлелось.
Для того чтобы хорошо работала память, считают специалисты,нужно уметь
воспринимать окружающую действительность всеми пятью органами чувств: должны быть
качественными слуховое, зрительное и тактильное (осязательное) восприятия, обоняние и
вкус. Есть люди, которые очень плохо различают запахи (это, в основном, курильщики),
проверьте себя. У некоторых людей с запахом связаны определенные воспоминания:
вспоминая запах, они сразу вспоминают действие, событие, текст, образы.
Мы рекомендуем вам на 3-м этапе тренировки памяти постепенно формировать у себя
навык эйдетического восприятия. Если у вас иногда возникает ситуация эйдетического
восприятия: бросили взгляд — и до мельчайших подробностей можете изложить содержание
того, что увидели — не пугайтесь этого, удерживайте контроль над состоянием, знайте, что
такие моменты в процессе занятий по нашей Технике тренировки памяти возможны.
Англичане говорят: «Заранее предупрежденный — заранее вооруженный». Мы вас
предостерегаем от чрезмерного увлечения этим состоянием и говорили об этом еще на уроке
I. Следите за своими ощущениями, держите ситуацию под контролем, если вас что-то беспо-
коит, прекратите упражнения. Мы работаем сразу на трех уровнях, с тремя состояниями
Hosted by uCoz