Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 142 
Next page End  

ПРЕЖДЕ ЧЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЭТОТ МЕТОД, ПРОВЕДИТЕ ОЧЕНЬ ТЩАТЕЛЬНУЮ
ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ПРОВЕРКУ. Разрушение создает амнезию. Картина может быть каким-
либо образом полезна для клиента: она может содержать информацию о том, что делать или
чего избегать в будущем. Если это так, то очень важно сначала выделить полезную
информацию и поместить е¸ в новую картину прежде, чем разрушить старую, или
использовать какое-либо другое вмешательство, не создающее амнезии.
РАСТРЕСКИВАНИЕ — вот что происходит с закаленным стеклом, как в лобовом или
боковом окне машины, когда оно разбивается. Оно разбивается на тысячи мелких осколков и
распадается. Вообразите, что зрительный образ, от которого вы желаете избавиться, подобен
автомобильному окну или нарисован на нем. Стукните по нему хорошенько молотком и
наблюдайте, как оно разбивается на тысячи крошечных осколков и распадается. Вам может
понадобиться повторять это несколько раз, чтобы сделать это полностью и навсегда.
Однажды поздно вечером позвонила женщина; она была в высшей степени
встревожена и с трудом связывала слова. Мне удалось выяснить, что она только что
посмотрела зрелищный фильм ужасов, в котором главные герои убивали своих родителей.
Фильм “преследовал” е¸ и чрезвычайно беспокоил. Поскольку эти чувства были внедрены
фильмом, я не увидел никакой полезной информационной ценности в том, что она
прокручивает фильм заново и пребывает в плохом состоянии. После того как она разрушила
фильм, е¸ голос мгновенно сделался спокойным; и я потратил немного времени на
выяснение того, не было ли в е¸ собственной жизни чего-то, с чем ей нужно было
поработать.
Другую женщину преследовал образ Майкла Джексона. После одного удара молотком
осталась только белая перчатка. Ещ¸ два удара молотком избавили и от перчатки. Некоторые
люди сообщают, что образ не исчезает полностью, но одна или больше субмодальностей
сдвигаются так, что он больше не беспокоит их: образ может стать меньше, дальше или
ч¸рно-белым.
Вы также можете предложить кому-либо просмотреть фильм “наизнанку”. Мы не знаем,
что это означает, но в ответ на эту инструкцию люди делают в своей голове интересные и
полезные вещи. Один из способов представлять себе “наизнанку” состоит в том, что вс¸,
находящееся в центре исходного фильма, перемещается на наружный край, а вс¸, что по
краям, оказывается сплющенным в центре.
Другой референтный опыт для разрушения заключается в том, чтобы смотреть фильм,
когда он останавливается и проекционная лампа прожигает дырку в каждом кадре. Вы также
можете просто сжечь образ дотла.
Другим полезным референтным опытом для разрушения картины является
поворачивание калейдоскопа, вид акварельного рисунка на тротуаре под дождем, видение
образа в зеркале, которое разбивается, видение образа в водоеме, поверхность которого
приходит в волнение и т. п.
Вы также можете использовать этот процесс в обратной последовательности. Мне
позвонила женщина, которая очень страдала от ощущения, что она фрагментирована, “как
если бы жонглировала слишком большим количеством вещ¸й, за которыми невозможно
уследить”. Визуально у не¸ было много мимолетных движущихся образов. Я попросил е¸
вообразить, что она видит вс¸ это на поверхности пруда, который был взволнован
штормовым ветром, и что когда ветер ул¸гся и поверхность постепенно выровнялась,
фрагментарные образы начинают постепенно срастаться и собираться вместе в единую
организованную картину. Через несколько минут картина собралась в одно целое; женщина
была спокойна и расслаблена и звала, что делать дальше.
Отделение себя от контекста
Как обсуждалось в главе II, многим людям мешают неприятные чувства при реакциях
на других людей или события. Часто бывает полезно разрушить эти неприятные причинно-
Hosted by uCoz