Navigation bar
  Print document Start Previous page
 25 of 142 
Next page End  

Если вы не определили изменения сразу, начните быстро перемещаться взад-вперед между
двумя смежными предложениями, чтобы сделать контраст более очевидным, или
сопоставьте два предложения, отстоящие дальше друг от друга —чтобы подчеркнуть разницу
между ними.
У меня будет эта проблема.
У меня есть эта проблема.
У меня была эта проблема.
В тот момент у меня будет эта проблема.
В данный момент у меня есть эта проблема.
В тот момент у меня была эта проблема.
Теперь некоторое время подумайте о подходящем ресурсном состоянии... и отметьте,
как вы его репрезентируете... Отметьте, как меняются субмодальности вашей внутренней
репрезентации этого ресурса, когда вы изменяете глагольное время, как показано ниже
У меня был этот ресурс.
У меня есть этот ресурс
У меня будет этот ресурс.
В тот момент у меня был этот ресурс.
В данный момент у меня есть этот ресурс.
В тот момент у меня будет этот ресурс.
Если вы хотите, чтобы некто диссоциировался от прошлой проблемы, будет полезно
использовать простое прошедшее время: “У вас была проблема”. Если вы хотите, чтобы некто
полнее ассоциировался с прошлым ресурсом, используйте форму -ing: “В тот момент вы
ощущали этот ресурс”. В качестве первого шага к тому, чтобы повести его к полному
ассоциированному переживанию этого ресурса в настоящем, это будет полезнее, чем простое
прошедшее время.
Ещ¸ интереснее исследовать совершенные времена
15
. “К тому моменту я поговорил с
ней” (прошедшее совершенное) относится к прошлому событию, завершившемуся ПЕРЕД
другим прошлым событием. В этом предложении неявно подразумеваются три точки во
времени “Я” ассоциирован в настоящем и думаю о событии отдаленного прошлого, имевшем
место раньше другого события более недавнего прошлого. Обычно два прошлых события
диссоциированы. Описываемое событие не просто находится в прошлом; за ним следует
неназванное более позднее событие, находящееся между говорящим и описываемым
событием, усиливая диссоциацию между ними.
Вы можете воспользоваться этой информацией, чтобы помочь кому-либо
диссоциироваться от проблемы и поместить е¸ в свое далекое прошлое, между тем как вы
“просто собираете информацию”. “Итак, вы говорите мне, что начинали ревновать всякий
раз, когда ваша жена разговаривала с другим мужчиной? То ли это, что вы делали до сих
пор?” Если это слишком большой прыжок для клиента, можете использовать более
постепенные глагольные сдвиги, чтобы подвести к этому: “То ли это, что вы с некоторых пор
делаете? Итак, вот что вы тогда делали”. Возможно, вам понадобится сделать больше, чтобы
разрешить проблему полностью, но аккуратным использованием глагольных времен вы
можете помочь своей работе.
Это оказывает совсем другое действие, чем, если вы говорите: “Так когда же вы
начинаете ревновать? Значит, вы станете ревновать всякий раз, когда ваша жена говорит с
другим мужчиной?” Эти предложения фактически программируют человека продолжать в
будущем реагировать ревностью!
“До сего момента я говорил с ней” (настоящее совершенное) относится к прошлому
событию, которое может продолжаться или не продолжаться в настоящем. Эта
неоднозначность может быть использована как промежуточный шаг, если вы хотите
                                                           
    
15
обозначают действия, завершившиеся к данному моменту — прим. перев.
Hosted by uCoz