Navigation bar
  Print document Start Previous page
 33 of 142 
Next page End  

Техника взмаха
За два года, прошедшие после опубликования книги Ричарда Бэндлера “Используйте
свой мозг для изменения”, мы накопили намного больше опыта касательно тонких нюансов,
делающих эту технику эффективной. В этой главе мы детально описываем ряд руководящих
принципов осуществления эффективного взмаха в любой системе восприятия и приводим
уникальные примеры того, как добиться, чтобы взмах с клиентами сработал. При этом мы
предполагаем, что вы прочли главу о взмахе в “Мозге”.
Во взмахе с размером/яркостью ключевой образ вначале большой и яркий, а потом
быстро становится маленьким и тусклым. В то же самое время желаемый Я-образ вначале
маленький и тусклый, и быстро становится большим и ярким. Благодаря такому изменению
субмодальностей внимание человека быстро переносится с ключевого стимула на желаемый
Я-образ посредством процесса, называемого сцеплением: соединения двух переживаний
вместе.
Три главных элемента взмаха таковы:
1. Выбор ключевого стимула, от которого начинать взмах.
2. Создание желаемого, привлекательного и мотивирующего Я-образа.
3. Использование мощных сдвигов субмодальностей для соединения воедино этих двух
репрезентаций.
Выбор ключевого стимула
Поскольку ключевой стимул — это спусковой крючок, который начнет взмах, важно
определить стимул, который сработает. Если вы используете неподходящий стимул, взмах
может работать превосходно, но в неподходящие моменты и неподходящих местах.
Над¸жность. Выберите ключевой образ, который будет возникать всегда
непосредственно перед появлением проблемного поведения. Если вы делаете взмах и
обнаруживаете, что проблемное поведение существенно уменьшилось, но не исчезло совсем,
то вы можете исследовать вероятность существования дополнительного стимула, по-
прежнему включающего проблемное поведение. Например, один из наших учеников провел
взмах с курильщиком, который мгновенно сократил курение от пачки до приблизительно
пяти штук в день. Он больше не носил собственных сигарет, но время от времени просил
сигарету у друзей. Ключевым образом, который он использовал, было изображение его руки,
вытаскивающей сигарету “из пачки” — и взмах превосходно работал всякий раз, когда
возникал этот стимул. Однако образ получения сигареты “из чьей-либо руки” не запускал
взмаха. Его мозг не произвел автоматического обобщения с одной ситуации на другую.
Некоторые люди автоматически сделали бы такое обобщение, но вы не можете полагаться на
это. Когда ключевой образ был описан заново, как “изображение сигареты в вашей руке”, и
клиент снова воспользовался взмахом, курение прекратилось полностью.
Другим примером чрезмерной специфичности ключевого образа является клиент,
который полностью прекратил курить правой рукой, но начал левой! Услышав “увидьте вашу
руку с сигаретой”, большинство людей поймут под этим любую руку. Этот клиент провел
различие между двумя руками; взмах превосходно сработал для правой руки, но совсем не
сработал для левой.
Женщина, ковырявшая свои ногти, использовала в качестве стимула образ двух рук,
ковыряющих одна другую. Это поведение прекратилось, но она обнаружила, что каждая из
рук по-прежнему ковыряет свои собственные ногти! Когда она снова провела взмах,
использовав образ своих рук, ковыряющих самих себя, это поведение также прекратилось.
Использование внутреннего ключевого образа. Если многие различные внешние
стимулы все включают некое внутреннее состояние, а оно в свою очередь запускает
нежелательную реакцию, то часто гораздо проще и экономичнее использовать в качестве
стимула надежный внутренний образ. Ричард Бэндлер однажды использовал в качестве
Hosted by uCoz