Navigation bar
  Print document Start Previous page
 34 of 142 
Next page End  

ключевого образа внутреннюю картину клиентки — резко придвигающийся образ раненого
друга, а не внешний стимул — взгляд на часы и обнаружение того, что друг на полчаса
опаздывает. Поскольку этот внутренний образ всегда присутствовал непосредственно перед
тем, как клиентка впадала в панику, это был надежный ключевой стимул для взмаха.
Эта клиентка рассказала, что иногда е¸ внутренняя картина была несколько иной:
“гляжу на мир... а там никого нет”. Хотя Ричард не делал явного взмаха с этим вторым
образом, для не¸ он был “тем же самым”, что и первый образ, поэтому она бессознательно
генерализовала взмах также и на него.
Обычно ассоциированный ключевой образ. Если ключевой образ относится к внешним
стимулам реального мира, как, например, изображение вашей руки с сигаретой, он должен
всегда быть ассоциированным, так чтобы он был настолько, насколько возможно, схож с
тем, что вы действительно встретите в реальном мире. Это гарантирует, что стимул из
реального мира запустит механизм взмаха, основанный на внутреннем образе этого же
самого стимула.
Если стимулом является внутренний образ, стабильно запускающий нежелательную
поведенческую реакцию — он должен быть в точности таким. Каким человек ощущает его,
когда тот порождает нежелательную реакцию. Одна клиентка жаловалась на ощущение
неадекватности в ряде различных ситуаций. В каждой из этих ситуаций она, в сущности,
проделывала с собой обратный взмах: в е¸ голове вспыхивал образ себя
(диссоциированный), терпящей крах и действующей некомпетентно. Поскольку она видела
этот образ себя в каждом из контекстов, где ей хотелось измениться, я предложил ей
использовать этот диссоциированный внутренний образ в качестве ключевого. Позднее она
сообщила, что это произвело большое изменение, позволившее ей чувствовать себя и
действовать уверенно.
Желаемый Я-образ
Желаемый Я-образ — это “я, обладающий большим количеством выборов, для которого
это нежелательное поведение/реакция — не проблема”. Есть ряд элементов, делающих этот
образ сильным мотиватором изменения.
Всегда диссоциированный я-образ. Чтобы желаемый Я-образ стал мотивирующим,
необходимо, чтобы он был диссоциированным. Когда этот образ диссоциирован, вас тянет
по направлению к нему. Будучи ассоциированы с ним, вы уже внутри него, поэтому он не
мотивирует. Осуществив взмах к ассоциированному образу, вы выбросили бы один из
мощнейших элементов техники. Обсуждению этого момента уделено некоторое время в
“Используйте свой мозг”. Иногда взмах к ассоциированному образу сработает для решения
проблемы, но он и близко не будет столь же мощным или генеративным. Результаты будут
больше походить на результаты прямого сцепления или перенесения характеристик из одной
ситуации в другую. Перенося характеристики, вы обычно заканчиваете ассоциацией с каким-
то конкретным ресурсным состоянием.
В процессе выработки желаемого Я-образа иногда полезно временно ассоциироваться с
ним, чтобы почувствовать, каково это было бы — быть таким человеком. Это особенно
справедливо, если клиент говорит нечто вроде: “Я могу видеть этого меня с большим
количеством выборов, но я понятия не имею, каково это было бы; я не знаю, понравится мне
это или нет”. Временная ассоциация с этим образом может предоставить информацию о том,
как это было бы хорошо; после этого, когда вы сделаете взмах к диссоциированному образу,
он будет более мотивирующим.
Ассоциация также полезна, если человек не может увидеть себя с достаточным для
преодоления проблемы количеством выборов. Вы можете попросить его увидеть себя с
немного большим количеством творческих ресурсов, и пусть он ассоциируется с этим
образом. “Поскольку теперь у вас есть эти дополнительные творческие ресурсы, вы можете
создать ещ¸ более мощный и подходящий желаемый Я-образ”. Вы можете повторить этот
Hosted by uCoz