Navigation bar
  Print document Start Previous page
 39 of 142 
Next page End  

компетентным. А если вы с кем-то проводите взмах в обоих направлениях, он может кончить
движением по кругу!
Скорость. Убедитесь в том, что реальная смена образов происходит столь быстро, сколь
возможно. Вы можете, сколько хотите заниматься отработкой исходных условий, а после
взмаха потратить время на любование Я-образом, но переход от одного к другому должен
занять лишь секунду или меньше.
Иногда легче всего запустить медленное выполнение взмаха клиентом, удостоверяясь,
что клиент точно знает, что делать. Потом вы можете подстегнуть его, сказав: “Отлично,
теперь сделайте это быстрее”, “Ещ¸ быстрее” и т. д., пока не увидите, что он делает это очень
быстро. Если он возражает, что не в состоянии сознательно сделать это быстрее, вы можете
сказать: “Прекрасно; ваш мозг уже знает, что теперь делать. Вы можете просто начать сначала,
а сам взмах ваше бессознательное мышление в состоянии выполнить более полно и
тщательно, чем вы смогли бы сделать это сознательно. Мы же вс¸ равно хотим, чтобы это
стало бессознательным столь быстро, сколь возможно”. Конечно, вам надо внимательно
наблюдать за клиентом, чтобы убедиться в том, что его несловесное поведение указывает,
что он действительно делает то, о чем вы попросили. Кому-нибудь вы даже можете сказать,
чтобы он ПРИТВОРИЛСЯ, что делает взмах быстрее — при условии, что вы используете
несловесную обратную связь для подтверждения того, что он на самом деле совершает
процесс.
Повторение. Пяти повторений обычно достаточно для внедрения взмаха. Иногда
требуется лишь один или два раза. Если вы быстро проделываете его десять раз и он не
срабатывает, дальнейшее повторение вряд ли поможет; чтобы он заработал, вам, вероятно,
нужно внести ещ¸ какие-то коррективы
Калибровка субмодальных сигналов доступа. Лучший способ убедиться в том, что
человек действительно проделывает взмах, состоит в калибровке характерных тонких
несловесных проявлений, сопровождающих различные субмодальные сдвиги. Например,
когда образ быстро приближается, голова стремится отклониться по прямой назад, глаза
слегка расширяются и общий мышечный тонус усиливается. Когда образ удаляется, голова
стремится подвинуться вперед, глаза слегка сужаются, а мышцы немного расслабляются.
Словесно описывать эти несловесные сигналы доступа скучно. Однако вы сами легко
можете обнаружить их, воспользовавшись следующей процедурой. Возьмите готового
поучаствовать друга, сядьте с ним лицом к липу и попросите его подумать об эмоционально
нейтральном образе. Если вы используете эмоционально заряженную картину, то
многочисленные несловесные сдвиги, происходящие от смены эмоций, затруднят
различение изменений, связанных только с субмодальными сдвигами. После того как ваш
друг выбрал нейтральный образ, попросите его изменить одну конкретную субмодальность в
обоих направлениях “Сделай этот образ больше.. Теперь меньше” — и наблюдайте за
несловесными сдвигами. Быстрое перемещ¸ние от одной крайности к другой усилит
контраст, облегчая наблюдение несловесных сдвигов. Обычно легче всего наблюдать
изменения положения головы; происходят также изменения в размере зрачков и напряжении
мускулов вокруг глаз, изменяется дыхание, изменяется общий мышечный тонус и т. п. Люди
различаются по своей экспрессивности; эти сигналы будут очень явными у одних людей и
намного более тонкими у других. Более экспрессивный человек сделает ваше начальное
обучение намного более легким.
Важно удостовериться, что ваш субъект меняет только ту субмодальность, которую вы
попросили его менять. Если его картина автоматически становится более цветной, когда она
увеличивается в размере, вы увидите сигналы, вызванные
обоими этими субмодальными
сдвигами, и это будет вас запутывать.
Если вы хорошо осознаете свои собственные кинестетические движения, то можете
проделать с собой эксперименты того же рода. Изменяйте одну субмодальность нейтральной
картины в обоих направлениях и ощущайте, какие изменения происходят в этот момент с
вашими собственными мышцами.
Hosted by uCoz