Navigation bar
  Print document Start Previous page
 41 of 142 
Next page End  

Если вы не можете придумать подходящее сопоставимое переживание, часто клиент
сам может предложить его. “Каков легкий для вас способ сделать эту цветную картину
бесцветной?” — “А, знаю. Я могу представить цвет на прозрачной пленке, так что я могу
просто счистить е¸”. “Ну, если бы цвет был жидкостью, то если бы я убрал пробку, он бы
просто стек, как вода с песка”. Используя, таким образом, ресурсы клиента, вы гарантируете,
что ему будет легко сделать взмах; вы также обогащаете собственный репертуар методов
изменения.
Когда Ричард Бэндлер впервые учил стандартному взмаху с размером/яркостью, он
сказал людям, чтобы те поместили маленькую темную картину Я-образа в нижний левый
угол большой яркой ключевой картины. Годом позже он предложил поместить е¸ в нижнем
правом углу. Мы обнаружили, что многие находят более легким поместить е¸ где-нибудь в
центре. Вы можете даже сказать: “Выберите какой-нибудь маленький темный участок вроде
пуговицы, или затененную область, и позвольте картине Я-образа быстро раскрыться оттуда
подобно расцветающему цветку”. Это позволяет использовать какой-нибудь уже
существующий в ключевом образе маленький темный участок без траты сил на добавление
ещ¸ одной маленькой темной картины. Чем более вы можете использовать предпочтения
вашего клиента и имеющиеся у него способности, тем легче будет вам обоим.
Проверка. Хотя окончательный и наиболее надежный экзамен происходит в реальном
мире, вам всегда нужно провести столь тщательный тест, сколь возможно, прежде чем ваш
клиент вновь столкнется с реальным миром. Самый лучший тест из всех — поведенчески
создать ситуацию, являющуюся примером проблемы. Чтобы хорошо сделать это, вам надо
заранее проверить и убедиться, что вам известно достаточно деталей, чтобы поведенчески
вызвать у клиента проблемную реакцию. Если клиент не может справляться с насмешками,
перед взмахом сделайте пренебрежительное замечание о его одежде, а после взмаха — о том,
как неуклюже он его выполнил. Если женщина не может выносить безразличия к себе, то
подстройте, чтобы кто-нибудь вошел и вовлек вас в разговор; при этом е¸ вы игнорируете.
Хотя это не столь же хорошо, как поведенческий тест, вы всегда можете провести
проверку, попросив клиента подумать о стимуле и, выяснив, по-прежнему ли он вызывает
проблемную реакцию. Этот вид тестирования детально обсуждается в “Используйте свой
мозг”.
Можно также применить “тестирование” для внедрения или упрочения только что
совершенного вами изменения, использовав словесные и несловесные пресуппозиции.
Поскольку одна из пресуппозиции “пробования” состоит в том, что вы потерпите неудачу, то
когда Ричард Бэндлер с “бесцеремонной” интонацией говорит клиентке: “попробуйте снова
вернуть панику” — он отчетливо подразумевает, что она не сможет этого сделать. Говоря:
“Попробуйте ещ¸ раз, чтобы убедиться”, он синхронизирует с будущим уверенность в том,
что впредь она впадать в панику не сможет. Если вы тестируете, как ученый, то вам нужно
сделать это очень нейтральным способом: “Снова создайте этот образ... Что происходит?”
Однако если вы хотите помочь кому-либо упрочить изменение, можете также использовать
любые известные вам словесные и несловесные техники, которые помогут этому изменению.
Модельные взмахи
Для проведения взмаха с размером/яркостью именно эти субмодальности выбраны
произвольно. Хотя это эффективно примерно в 70 процентах случаев, некоторые люди не
очень реагируют на размер и яркость. Немногие более интенсивно реагируют на тусклый, а
не яркий образ. Если это так, то использование яркости обычным путем ослабит взмах, а не
усилит его.
Чья-то проблема, даже хотя он может реагировать на размер и яркость во многих
контекстах, может быть вызвана слуховым стимулом. Нежелательную реакцию может
вызывать голос или какой-то другой звук. Вы всегда можете наложить на него зрительный
стимул: “Прислушайтесь к этому голосу; если бы он был картиной, как бы она выглядела?”, а
Hosted by uCoz