Navigation bar
  Print document Start Previous page
 49 of 142 
Next page End  

Сдвиг важности критериев
Для некоторых людей личные удовольствия или развлечения важны настолько, что им
так никогда и не удается многого достичь. Для других настолько важен успех, что они
никогда не находят времени расслабиться и получить удовольствие от жизни. Слова типа
“удовольствие” и “успех” указывают на критерии — стандарты для оценки, которые могут
быть применены в самых разных ситуациях. Многие различные занятия могут доставить
“удовольствие”, и ещ¸ многие могут принести вам “успех”. Некоторые занятия даже могут
дать вам и то и другое. Критерии — это то, для чего вы что-то делаете. Это
номинализации
20
— такие, как “учеба”, “полезность”, “красота” и т. п. — которые могут быть
использованы для оценки результатов в самых разных контекстах. Критерии дают нам
полезный способ организовывать нашу жизнь с помощью генерализаций.
Бывает так, что критерий чересчур или недостаточно важен. Часто критерии вроде
“быть правым”, “нравиться другим” или “власть” приобретают в жизни человека такую
значимость, что он становится неуравновешенным и испытывает личные затруднения или
постоянное недовольстве окружающих.
Сдвиг Критериев является мощной техникой, позволяющей изменить значимость
критерия. Когда вы работаете с верованиями, весьма часто вы изменяете ограничивающее
верование на его противоположность. Человек говорит: “Я полагаю, что не смогу научиться”,
а вы переключаете это на “Я полагаю, что смогу научиться” — дискретный сдвиг. Однако,
имея дело с критериями человека, вы очень редко захотите полностью изменить их на
противоположные. Полная противоположность обычно не нужна и не желательна. Вместо
этого вы регулируете относительную важность критериев, делая их более или менее
важными. Вы делаете “быть правым” менее важным критерием или “получать удовольствие”
более важным — аналоговый сдвиг. Это позволяет вам тонко настроить основу поведения,
поскольку все мы ведем себя так, чтобы реализовать критерии, которые считаем важными.
Вчера кто-то сказал, что люди работают либо для того, чтобы соответствовать своим
критериям, либо не работают вовсе. Это сильное утверждение, но оно верно. Если какая-
либо деятельность не удовлетворяет ни одному из ваших критериев, она не будет для вас
интересной. Подумайте обо вс¸м том, что другие делают охотно, а вы находите тривиальным
или неясным. Должно быть, эти занятия каким-то образом удовлетворяют некоторым их
критериям, но не удовлетворяют вашим.
Часто проблемы возникают в ситуациях, где два критерия вступают в конфликт.
Например, вы оказываетесь перед выбором — угодить окружающим или сделать то, что
кажется наилучшим вам. Именно в таких случаях способность уточнять критерии может
оказаться очень важной.
Прежде чем вы сможете регулировать критерии, вам надо получить представление о
том, как человеческий мозг ЗНАЕТ, что является важным. Как мозг человека кодирует
критерии, так что когда человек думает об “учебе” или “развлечении”, он автоматически
знает, насколько это важно, и его поведение выстраивается в последовательность без
осознанных размышлений об этом? Чтобы выяснить это, в качестве первого шага надо
выявить ИЕРАРХИЮ КРИТЕРИЕВ: несколько критериев, перечисленных в порядке
значимости. Вторым шагом будет изучение субмодальных различий между этими
критериями, а третьим — использование этих кодировок для регулирования проблемного
критерия. Поскольку выявление критериев может быть для кого-то из вас в новинку, мы это
продемонстрируем. Даже если вы уже делали это раньше, я предлагаю вам уделить этому
пристальное внимание; некоторые люди делают это иначе, не тем способом, который мы
предлагаем вам усвоить.
                                                           
    
20
См. другие книги по НЛП
Hosted by uCoz