Navigation bar
  Print document Start Previous page
 6 of 142 
Next page End  

Временные линии.
Большинству из нас встречались люди, о которых мы думали: “О, она жив¸т в
прошлом”, или: “Он думает только о будущем! Он никогда не потратит времени на то, чтобы
остановиться и вдохнуть аромат цветов”, или: “Она жив¸т только сегодняшним днем. У не¸
отсутствует понимание того, куда она движется”. Эти качества определяются способами,
какими люди внутренне репрезентируют время. Способы, которыми люди представляют
время — прошлое, настоящее и будущее — обеспечивают основу их способностей и
ограничений. Поэтому некоторые проблемы невозможно разрешить, если вы не измените
способ, каким человек репрезентирует время.
Некоторые люди говорят: “Оставить прошлое позади” — и это буквально то, что они
делают. Если вы оставляете прошлое позади себя, то не можете более видеть его — оно ушло.
Другие говорят о туманном будущем, и будущее на их временной линии действительно
туманное. Есть даже люди вообще без будущего.
Время является наиважнейшим элементом в организации нашего опыта. Подумайте,
каково было бы воспринимать мир без времени. Без времени не было бы и причинности, не
было бы способа узнать, что делать для удовлетворения потребностей и когда это делать. За
редкими исключениями у каждого из нас есть какой-то способ сортировки опыта по
критерию времени.
Мы обнаружили в своих исследованиях множество интересных вариантов того, как
люди представляют время. Преподав материал о временных линиях многим разным группам,
мы вс¸ ещ¸ получаем удовольствие, играя с этим материалом — и думаем, что вы тоже его
получите.
Выявление (демонстрация)
Линда, можно нам выявить вашу шкалу времени? (О'кей.) Сначала подумайте о каком-
нибудь простом действии — вроде чистки зубов, езды на работу, мытья посуды или
умывания, — которое вы совершали в прошлом, совершаете теперь и будете совершать в
будущем.
Линда: Я возьму чистку зубов.
Хорошо. Мы хотели бы, чтобы вы подумали о моменте, когда вы чистили зубы много
времени тому назад — может быть, пять лет назад.
Линда: Я не могу вспомнить какой-либо конкретный момент.
Ну и ладно. Вы знаете, что чистили зубы пять лет назад, верно? Так что вы можете
просто притвориться, что вспоминаете, как делали это пять лет назад.
Линда: О'кей.
Теперь я хочу, чтобы вы подумали о том, как вы чистили зубы неделю назад... (О'кей).
Подумайте о том, как вы чистите зубы сейчас... подумайте о том, как вы будете чистить зубы
неделю спустя... и подумайте о том, как вы будете делать это пять лет спустя. Мы хотели бы,
чтобы у вас появилось ощущение, что вы представляете все эти эпизоды одновременно, так
чтобы вы смогли начать замечать, какие существуют различия в способе, каким вы видите
одно и то же событие... Что позволяет вам знать, что одно — в прошлом, а другое — в
будущем... Какие различия в субмодальностях позволяют вам знать, что одно произошло
много времени назад, а другое — только неделю назад?
Линда: Это легко. Пять лет назад я жила в другом доме, и я вижу себя в этом доме. Вот
как я знаю, что это было давно.
Это типичный ответ. Люди склонны сначала замечать содержательные различия; но
это не то, чего мы хотим. Нам нужны процессные различия, закодированные в
субмодальностях. Линда, какие ещ¸ различия вы замечаете между давним и недавним
прошлым? Если вам нужно, можете даже вообразить, что пять лет назад жили в том же доме,
так чтобы вы смогли заметить только субмодальные отличия. Даже если бы вы
Hosted by uCoz