Navigation bar
  Print document Start Previous page
 64 of 142 
Next page End  

МЕНЕЕ важным, чем некий другой критерий? Выясните, где на иерархии находится этот
второй критерий.
4. Потом медленно измените критерий соответствующим образом (близость, размер,
яркость, цвет и т. п.). Отрегулируйте субмодальности так, чтобы критерий был закодирован
на ту степень важности, которую человек хочет иметь. Например, если передвижение вверх
делает нечто более важным, и ваш партн¸р хочет сделать нечто более важным, пусть он
возьмет репрезентацию критерия и позволит ей медленно подниматься до тех пор, пока она
не займет нужное положение. Если он сортирует по размеру, он может позволить картине
медленно увеличиваться до тех пор, пока она не станет в точности нужного размера, что
позволит ему понять, что этот критерий так важен, как ему хотелось бы. Если он сортирует
по аудиальной громкости, он может позволить звуку становиться громче до тех пор, пока тот
не достигнет нужного уровня.
Даже если человек не определил, по сравнению с чем он хочет сделать новый критерий
более или менее важным, когда вы просите его передвинуть критерий на “нужное место” —
обычно он интуитивно хорошо чувствует, где это место. Люди также сообщали, что если они
передвигают новый критерий слишком быстро, то тут же знают, что дело заходит слишком
далеко и отодвигают его назад, туда, где они ощущают больший комфорт. Они могут
чувствовать, когда он не на месте, и это ощущение обычно является сигналом озабоченности
экологией.
Помните, что это изменение нужно делать медленно. Вы можете использовать жесты
рук, чтобы помочь клиенту, но не идите дальше или быстрее, чем это делает он. Если он
поднимает критерий, не позволяйте критерию взлететь быстро — чтобы он не стал важнее
самой жизни. Если вы делаете это чересчур быстро, то “быть аккуратным” может, в конце
концов, оказаться важнее, чем “оставаться в живых”! (смех) Это не экологично!
Когда вы просите человека “приблизить критерий”, то этот критерий приближается
относительно других элементов на его иерархии критериев. Благодаря этому метод
срабатывает. Иногда я добавляю к своим предварительным инструкциям, “О'кей, теперь у вас
может быть ощущение, что все остальные ваши критерии тоже находятся там и являются
частью континуума”. Вы больше узнаете о том, как вс¸ это работает, когда проделаете это
упражнение.
Тестирование
У вас есть несколько возможных способов проверки своей работы. Первый —
прерваться и на некоторое время заняться чем-то другим. Потом попросите клиента подумать
о критерии, который он сдвинул. Как он ощущает его сейчас? Естественно ли его положение?
Достаточно ли он высоко, или достаточно ли близко, или достаточен ли он по любому
другому признаку, по которому клиент изменил его?
Второй способ тестирования особенно важен, потому что он является одновременно и
синхронизацией с будущим. Попросите клиента подумать о ситуации, которую изменит для
него новый критерий, а затем поместите его в этот контекст и выясните, каковы его
переживания. То ли это, чего он хочет? Это способ тестирования, который я проделала с
Дэвидом. При любом способе тестирования вы, конечно, наблюдаете за несловесным
подтверждением того, что вмешательство привело к изменению. Если у вас есть сомнения,
или же вы хотите быть очень тщательным — проведите проверку в нескольких контекстах.
Третья возможность — это организовать поведенческую проверку. Создайте ситуацию,
в которой вы ожидаете изменения, вызванного сдвигом критерия и заметьте, что
происходит.
Хорошо, начинайте работать. Мы обсудим вс¸ по окончании.
Общий план упражнения
1. Определите главную субмодальность, которая создаст континуум для иерархии
критериев.
2. Определите критерий, который собираетесь регулировать, и его нынешнее
положение на континууме.
Hosted by uCoz