Navigation bar
  Print document Start Previous page
 74 of 142 
Next page End  

вовлечено более одной субмодальности, и оно может происходить в любой или во всех
системах восприятия, обычно существует единственная аналоговая субмодальность — часто
зрительная — которая запускает навязчивость и делает е¸ принуждающей.
3. Ощущение навязчивости. Это кинестетическое мета-ощущение вынужденности
делать что-то при отсутствии какого бы то ни было выбора.
4. Компульсивное поведение. Чувство навязчивости часто ведет к поведению, которое
человек вынужден выполнять, — например, грызть ногти, есть конфеты и т. п. Если вы
имеете дело с более обобщенной эмоциональной реакцией типа гнева, не исключено, что у
человека отсутствует какая-либо конкретная поведенческая реакция.
Демонстрация: устранение навязчивости
Теперь давайте продолжим и продемонстрируем Взрыв Навязчивости. Для устранения
навязчивости мы воспользуемся уже собранной вами ранее информацией. У кого есть
навязчивость, от которой он хотел бы избавиться?
Фред: У меня.
Ваши ведущие субмодальности уже определены? (Да.) Идите сюда. Мы можем узнать
содержание?
Фред: Конечно. Я люблю фисташки. Я даже не могу говорить о них без того, чтобы у
меня не текли слюнки.
Хорошо. Что вы должны сделать, чтобы заставить себя хотеть их сильнее? Вы ведь уже
хорошо это умеете, верно? (Фред вздыхает, и глядит вверх.) Вы что-то видите, верно? Что вы
делаете с образом, чтобы заставить себя хотеть его больше?
Фред: Я добивался вс¸ более и более резкой фокусировки.
И это действует? Похоже, да! Проверял ли ваш партн¸р какие-либо другие
субмодальности?
Женщина: Да. Когда мы попросили его взять одну фисташку крупным планом и сделать
е¸ очень большой — это изменило ситуацию.
Хорошо. Были упомянуты три субмодальности: фокус, крупный план и размер. Я
должна сделать следующее: либо найти ту единственную, которая заставляет остальные
включаться автоматически, либо найти наиболее значимую. Фред, что вы видите в самом
начале —картину с целой кучей фисташек, или одну фисташку, или что?
Фред: Это полная тарелка.
О'кей, тарелка, полная фисташек. Я хочу, чтобы вы взяли одну фисташку крупным
планом... Да, наблюдая за ним, мы видим, что крупный план вызывает сильную реакцию.
Теперь верните е¸ обычный вид, а затем увеличьте весь образ. Обратите внимание на
свою реакцию.
Фред (низким, задыхающимся голосом): Вы имеете в виду... увидеть больше фисташек?
Это не то, что я имела в виду, но вы можете попробовать и это. Что происходит, когда
вы это делаете?..
Фред: К моему удивлению, это не очень существенно меняет дело.
Мы не получаем того же несловесного ответа, не так ли? Он не выглядит
принужденным в той же степени. Теперь, Фред, попробуйте взять эту тарелку фисташек и
сделать каждую из них больше... Это тоже не заставляет его реагировать столь же сильно, как
крупный план. Теперь верните фисташкам обычный размер, и сделайте тарелку фисташек
очень отчетливой...
Нет, это тоже не действует. Давайте проверим другую субмодальность. Возьмите
тарелку фисташек и подвиньте е¸ ближе, вместо того чтобы брать крупный план.
Фред: Я даже чувствую их запах, когда делаю это!
Но заставляет ли это вас хотеть их сильнее? Нас не интересует, можете ли вы
чувствовать запах...
Фред: Нет, я не хочу их сильнее.
Hosted by uCoz