Navigation bar
  Print document Start Previous page
 100 of 234 
Next page End  

е. могут иметь только биологическую природу.
Очевидный факт связи между психологическими и
телесными феноменами К. Галеном не оспаривался. Он только поставил вопрос о том, что
действительно лежит в основе наблюдаемых фактов, т. е. каковы закономерности возникновения
психосоматических отношений, их принципы и механизмы? С тех пор на протяжении вот уже двух
тысячелетий спор идет не о наличии или отсутствии психосоматических отношений, а о том, что
понимается под психосоматическими расстройствами и каковы причины их возникновения.
Сам спор основывается на том, что противоположные стороны по-разному понимают психику и,
соответственно, по-разному решают один из основных методологических вопросов клинической
психологии — о связи психики и мозга.
Учение о связи соматических заболеваний и психических процессов (состояний) возникло в
Новое время — в период между XVII-XIX вв. — как самостоятельный раздел медицины, благодаря
работам Т. Сиденама (Т. Sydenham). В 1818 г. немецкий врач С. А. Гейнрот (S. A. Heinroth) ввел в оборот
термин «психосоматика», которым он обозначил свою концепцию о внутреннем конфликте как
ведущей причине психической болезни /69/. Четыре года спустя другой немецкий врач — Якоби — ввел
альтернативное понятие «соматопсихическое», подчеркнув, что психические болезни вызываются
вполне материальными причинами, а не недоступными эмпирической проверке психологическими
конфликтами.
Следовательно, историческое первое значение термина «психосоматика» связано с концепцией
психологического конфликта как пускового фактора расстройства. Со временем, как отмечает В. Риф, это
понятие все больше расширялось, и психосоматические отношения нередко рассматривались как особая
«картина мира», определяющая специфику проявления любого заболевания /21/.
Идея психологического конфликта как основы психосоматических расстройств получила
дальнейшее развитие в рамках психодинамического направления в психологии. Клинико-
психологический анализ явлений гипноза и истерии, проводившийся во второй половине XIX в. с
целью изучения механизмов соматических изменений под влиянием психологических воздействий,
привел к предположению о возможности непосредственного отражения в клиническом синдроме
психологического содержания неосознаваемого внутриличностного (эмоционального) конфликта,
спровоцировавшего развитие заболевания. Тогда же возникло и два теоретических подхода, пытавшихся
с разных методологических позиций объяснить наблюдаемую связь между формой болезни и
содержанием конфликта: психодинамический и кортиковисцеральный.
Базовые теоретические положения психодинамической концепции психосоматических
расстройств были сформулированы З. Фрейдом (1856-1939). Однако нужно помнить, что сама
психосоматическая проблема никогда не была в центре внимания основателя метода психоанализа и его
ближайших последователей. Главной целью психологических изысканий З. Фрейда был поиск
эффективного метода, с помощью которого пациент мог лучше понять свое состояние и увидеть связь
психического расстройства со своей личностью. И сама трактовка психосоматических отношений,
встречаемая в ранних работах австрийского невропатолога, ограничена узкой сферой истерических
расстройств.
С точки зрения З. Фрейда, психопатологические симптомы поддерживаются динамикой
бессознательных сил —
энергии (либидо) и аффекта (катексиса), ограниченных в своем внешнем
проявлении социальными нормами. Увидеть эти энергетические процессы в психике
естественнонаучными методами, применяемыми в эмпирической клинической психологии,
невозможно: они приобретают вещественную форму только в виде символических знаков.
Когда под
воздействием жестких социальных норм-запретов прямое выражение аффективных побуждений
становится невозможным, динамическое напряжение бессознательных сил реализуется в виде
символов, спроецированных на проблемную область жизни пациента.
Истерия как психопатологический синдром вызывается, по мнению З. Фрейда, неразрешенным
эмоциональным конфликтом (психической травмой), осознание которого не поощряется социальными
нормами. Другими словами, вместо того чтобы быть отреагированными в спонтанном выражении,
испытываемые человеком отрицательные эмоции, возникающие при травмирующем событии,
подавляются. Однако вызываемое аффектом энергетическое напряжение никуда не девается и
обращается в болезненный симптом. Отсюда возникает представление о конверсионном (conversion
Hosted by uCoz