Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 234 
Next page End  

— язва двенадцатиперстной кишки;
— аллергические расстройства.
Сегодняшние последователи теории психосоматической специфичности акцентируют
этиологическую роль переживания тяжелой утраты как пускового фактора соматического
заболевания, а также роль совокупных изменений, резко меняющих привычный ритм жизни или
систему базовых представлений («картину мира») человека. Причиной здесь выступают
психологический стресс и вызываемые им нарушения адаптивных возможностей организма.
Базовым положением теории потери
(object loss)
является то, что люди в течение жизни
создают сильные эмоциональные связи с другими. Реальное или символическое, мнимое отлучение от
этих фигур и приводит к психосоматическим нарушениям /55/.
Отношения привязанности по значимости сопоставимы с пищевым и сексуальным поведением.
В ходе здорового личностного развития привязанность вначале устанавливается между ребенком и
родителями, а затем — между взрослыми. Привязанность сопровождается поведением заботы о
значимой фигуре, особенно во время болезни, переживания стресса, в старости. Потеря партнера по
отношениям привязанности вызывает горе. Угроза такой потери — тревогу. Обе эти ситуации могут
порождать враждебность, направленную вовне или на себя.
Люди, пережившие потерю значимой фигуры, реагируют протестным поведением и отличаются
настойчивыми отчаянными попытками обрести потерянный объект. Затем отчаяние прекращается,
появляется безнадежность, выражающаяся в апатии и уходе от контактов. Человек становится внешне
спокойным, но отвергает заботу окружающих, личность становится центрированной на себе. В качестве
психологической защиты развивается тенденция к исключению определенных видов информации,
связанной с потерянным объектом. Защитное исключение порождает внутренний конфликт и чувство
вины с частичным или полным отдалением от фигуры привязанности. И на этой базе развивается
психосоматическое расстройство.
Как собственно источник стресса здесь рассматривается только фаза протеста с ее постоянными
неуспешными попытками восстановить утраченные отношения. Но и восстановление отношения
привязанности с другими лицами часто скрывает повышенную чувствительность к будущим травмам
подобного рода.
В качестве условий, способствующих закреплению болезненных реакций на потерю значимого
объекта, рассматриваются паттерны семейных отношений, которые были в семье до потери значимого
объекта и которые возникли после нее. Для взрослых пациентов важным предметом анализа также
становится изучение обстоятельств жизни после потери.
Еще одной теорией, развившейся из идеи психосоматической специфичности Ф. Александера,
стала концепция алекситимии.
Алекситимия («нет слов для выражения чувств») является
психологической характеристикой, с которой связана неспособность словесно определить и описать
возникшее чувство. Неидентифицированное чувство вызывает физиологическое напряжение,
вызывающее изменение на соматическом уровне. Человек не может различить собственно чувство и
телесное ощущение и фокусирует свое внимание на телесных ощущениях, что только усиливает
напряжение и приводит к соматическим нарушениям вследствие психофизиологической перегрузки. Из-
за того, что сильная эмоция не подвергается вербальной символизации и, следовательно, остается
недоступной сознанию, она начинает непосредственно воздействовать на организм, причиняя
неблагоприятные последствия.
На психологическом уровне алекситимия проявляется снижением способности к символизации,
скудостью содержания фантазий и других проявлений воображения, большим фокусированием на
внешней стороне событий, а не на внутренних переживаниях в связи с ними.
Алекситимия может возникать как психологическая защита на эмоциональный стресс
(«вторичная алекситимия») и развиваться в отсутствие психофизиологических механизмов
(биохимический дефицит), отвечающих за функции воображения («дефицитарная алекситимия»).
Теория психосоматического Эго опирается на постулированное З. Фрейдом существование в
структуре личности психического и телесного «Я».
Телесное «Я» рассматривалось им как
представленность («проекция») телесных функций в психической сфере, как феномен восприятия
процессов, происходящих в теле /48/. Те функции и части тела, которые по каким-либо причинам
Hosted by uCoz