Navigation bar
  Print document Start Previous page
 105 of 234 
Next page End  

отвергаются человеком, — вытесняются в сферу бессознательного, т. е. не входят в его личностную
идентичность. Энергия, исходящая от этого участка тела или функции, начинает стремиться к
реализации и, сталкиваясь с такой психологической защитой «Я» от бессознательных импульсов как
сопротивлением, приводит к расстройству вытесняемой телесной функции.
Идея телесного «Я» получила развитие в психосоматической концепции немецкого
психотерапевта Г. Аммона /52/. Психосоматическое расстройство понимается здесь как проявление
аномального личностного развития вследствие неблагополучных («патогенных») отношений с матерью
в периоде раннего детства. С точки зрения психоаналитической концепции развития, в первые месяцы
жизни ребенок не ощущает себя отдельным от матери существом. Мать воспринимается младенцем как
неотъемлемая часть его тела, которое еще не имеет четко осознаваемых границ, а потому ребенок
оказывается не в состоянии различать свои собственные телесные функции. Следовательно, мать и дитя
образуют некое психосоматическое единство, живя в диадном симбиозе. Поэтому главной задачей
развития в младенчестве является распознание и структурирование своих собственных потребностей и
телесных функций, что оказывается возможным только в условиях соответствующей заботы со стороны
матери, обеспечивающей телесный контакт, еду и уход.
Неструктурированное Эго младенца может развиваться в двух направлениях в зависимости от
характера отношений с матерью.
«Хорошая» мать,
обеспечивающая достаточную любовную заботу, адекватно реагирует на
сигналы, идущие от ребенка. Она распознает актуальные для младенца телесные и эмоциональные
потребности и удовлетворяет их подобающим образом. Если ребенок голоден, мать предоставляет ему
еду. Если ребенок нуждается в смене пеленок после совершения туалета, она их меняет. Если ребенок
испытывает дискомфорт, мать устраняет неприятный фактор. Если он хочет почувствовать тепло и уют,
мать отвечает заботой и лаской. Адекватное реагирование со стороны матери наряду с эмоционально
насыщенным общением, в ходе которого младенец усваивает модальность отношения к нему, позволяют
ребенку составить правильную телесную схему своего тела и сформировать мотивацию к его познанию.
Тем самым ребенок переходит в стадию первичного нарциссизма, завершающуюся формированием
развитого телесного «Я». На основе развитого телесного «Я» складывается личностный механизм
восприятия своего тела, а также определяются условия удовлетворительного взаимодействия «Я» с
внешним миром.
«Психосоматогенная» мать испытывает частичную беспомощность в реагировании на сигналы
ребенка. Она не в состоянии адекватно распознать, о каких неудовлетворенных потребностях
сигнализирует ей младенец, не уделяет ему достаточно внимания и заботы. Между матерью и ребенком
устанавливается односторонняя коммуникация. Она адекватно реагирует только на отдельные телесные
потребности, острую материальную нужду или явную болезнь. Не понимая эмоциональных запросов со
стороны ребенка, она интерпретирует его недовольство как каприз, поскольку материальные
потребности ею удовлетворены. Любую спонтанную экспрессию ребенка такая мать воспринимает как
оскорбление своих материнских чувств («Ну, чего же тебе еще нужно от меня?!»). Это жестко
контролирующая и одновременно постоянно покидающая (если ее ожидания не оправдываются)
ребенка мать.
Как результат, у ребенка в такой системе отношений с матерью складывается дефектное,
разорванное телесное «Я», в котором представлены только отдельные, изолированные телесные
функции, поскольку мать реагировала на одни и те же потребности не всегда, а только в случае крайней
нужды. Не представленные в телесном «Я» функции начинают проявлять себя в виде болезненных
симптомов, поскольку у ребенка не оказывается другого пути «достучаться» до своей матери.
Параллельно с этим у ребенка развивается гиперактивность и происходит патологическая
трансформация изначально конструктивной агрессии по отношению к неудовлетворяющей его
потребности матери на свое собственное тело (поскольку ребенок усваивает негативное отношение к
этому телу со стороны матери).
Таким образом, психосоматическое расстройство, согласно концепции Г. Аммона, есть результат
отрицательного отношения индивида к отдельным элементам своего «Я», вызванного
неконструктивными отношениями со значимыми людьми из ближайшего окружения. Возникновение
психосоматических реакций на травмирующие жизненные события оказывается связанным здесь с
Hosted by uCoz