Navigation bar
  Print document Start Previous page
 111 of 234 
Next page End  

следующие (табл. 1).
Таблица 1.
Тип отношения
Краткая характеристика отношения
Адекватное
Отношение соответствует объективному состоянию: без преувеличения или
недооценки. Нежелание обременять окружающих тяготами ухода за собой,
переключение на доступные сферы деятельности.
Пренебрежительное
Недооценка своего состояния
Отрицающее
Активное игнорирование наличия расстройства.
Аггравирующее
Преувеличение степени тяжести своего состояния.
Ипохондрическое
Погружение, «уход» в болезнь, сосредоточенность только на своем расстройстве.
Рентное
Использование своего состояния для манипулирования другими людьми с целью
получения моральных или материальных выгод.
Безразличное
Пассивное принятие своего состояния, утрата интереса ко всему, что
интересовало ранее.
Знание структуры внутренней картины болезни позволяет выбрать адекватную программу
психокоррекционных мероприятий, направленную либо на снятие дискомфортных ощущений, либо на
изменение модальности переживаний, либо на активизацию усилий по конструктивному
приспособлению к болезненному состоянию, либо на коррекцию когнитивных установок и способов
рационализации своего состояния.
Общими целями психологического сопровождения ребенка с хроническим соматическим
расстройством выступают:
— предоставление адекватной информации о болезни;
— эмоциональная поддержка (родственников, специалистов, сверстников, «товарищей по
болезни»);
— развитие и поощрение навыков самообслуживания в различные моменты и этапы болезни для
избегания «выученной беспомощности»;
— постановка новых адекватных текущему и прогнозируемому состоянию жизненных целей и
задач.
7.2. Психология инвалидности
Особое место в соматопсихическом направлении занимает проблема отношения к своему
расстройству или дефекту у детей-инвалидов. В настоящее время концепция инвалидности опирается
на культурно-историческую теорию развития психики, что качественно изменило стереотипные
представления о закономерностях и механизмах функционирования телесного «Я». Тело всегда наделено
не только личностным, но и культурным смыслом и значением, оно выступает центральным
компонентом личностной идентичности и одним из основных способов проявления личностных
качеств и характеристик в социальном взаимодействии и общении.
В культурном пространстве существуют идеальные образцы мужского или женского тела, по
отношению к которым общество определяет «патологические» и «неестественные» тела. Поэтому дети с
телесными дефектами, выступающими внешними знаками определенных соматических расстройств
(например, ДЦП, полиомиелит и т. п.) чувствуют себя «неправильными», «инакими» и подвергаются со
стороны окружающих людей стигматизации (stigma — бросающийся в глаза признак патологии, клеймо
позора). Стигматизация — это процесс приписывания отрицательных черт или выделение из общества
посредством дискриминации из-за наличия у человека признака какого-либо расстройства или из-за
отклонения от социальных норм. Стигматизации подвергаются как раз такие телесные черты, которые
не соответствуют культурным стандартам тела.
Стигматизированные дети-инвалиды исключаются из социального пространства здоровых
детей, т. е. маргинализируются. Психологическим механизмом маргинализации является страх здоровых
Hosted by uCoz