Navigation bar
  Print document Start Previous page
 113 of 234 
Next page End  

характеристикам реальных ситуаций, в которых оказывается ребенок-инвалид (в реальных ситуациях
проблемы за него стремятся разрешать именно родители или педагоги).
Выделяют четыре фактора, влияющие на формирование чувства самоэффективности:
— достигнутые результаты (успех в прошлом дает высокие ожидания результативности текущих
действий, тогда как прошлые неудачи снижают эти ожидания);
— косвенные переживания (впечатления от успеха или неудачи других детей);
— словесное убеждение (самоэффективность повышается, когда авторитетное лицо — родитель
или педагог — убедительно говорят о том, что ребенок в состоянии справиться с ситуацией);
— эмоциональная активация (чувство тревоги и напряжения снижает ощущение
самоэффективности).
Инвалиды с низкой самоэффективностью в большей мере склонны к преувеличению трудностей
и чаще демонстрируют неумение их преодолевать. Ощущение низкой самоэффективности также
способно провоцировать развитие депрессии или ее усиление.
С состоянием выученной беспомощности и чувством самоэффективности связаны и такие
личностные черты, как локус контроля и воспринимаемая управляемость.
Локус контроля это представление ребенка-инвалида о том, где осуществляется контроль над
значимыми событиями в его жизни: внутри него самого или во внешней среде. В зависимости от
воспитания и отношения к ребенку-инвалиду у него может формироваться внутренний или внешний
локус контроля. В условиях гиперопеки как основного стиля взаимодействия с инвалидом последний
связывает успешность своих действий только с действиями других людей, поэтому он реже будет
стремиться самостоятельно преодолевать трудности, а значит, у него не будет достаточного опыта для
развития чувства самоэффективности. Для развития внутреннего локуса контроля со стороны родителей
и педагогов необходимо использовать значимые для ребенка-инвалида подкрепления его
самостоятельной активности: например, таким подкреплением может быть достижение значимой для
ребенка цели. При этом важно иметь в виду, что развитие внутреннего локуса контроля совсем не
обязательно должно быть связано с непременной реализацией всех намеченных ребенком действий,
чтобы он мог трезво оценивать свои физические возможности и способности и тем самым
сформировать адекватные представления о собственной самоэффективности.
Выученная беспомощность, самоэффективность и локус контроля вместе составляют такую
интегральную личностную характеристику ребенка-инвалида как воспринимаемая управляемость.
Воспринимаемая управляемость это общее представление человека о своей способности управлять
процессом собственной жизни. Психологически комфортное состояние ребенка-инвалида (т. е.
отсутствие у него утомления, тревоги, депрессии, а также субъективное чувство физического
благополучия) зависит от того, насколько предъявляемые к нему требования сочетаются с простором для
принятия решений или возможностью быть самостоятельным.
У детей перечисленные особенности состояния инвалидности значительно более выражены, чем
у взрослых, поскольку у них еще не до конца сформированы волевой и мотивационный компоненты
личности. Следовательно, целенаправленная работа психолога с родителями и педагогами,
взаимодействующими с детьми-инвалидами, особенно консультирование по воспитательным
стратегиям, приобретает особенное значение.
Важным фактором, определяющим специфику отношения к собственной инвалидности у ребенка,
является социальная поддержка. Социальная поддержка включает в себя создание для ребенка-
инвалида широкой, стабильной сети социальных контактов, которая характеризуется совместным
проживанием и проведением досуга с другими детьми и взрослыми, наличием друзей, членством в
клубах и общественных объединениях. В зависимости от целей, социальная поддержка может быть
разноуровневой и включать как сообщество только детей-инвалидов, так и смешанные сообщества
детей-инвалидов и здоровых детей. Эмоциональная поддержка, как правило, более эффективна в
гомогенных группах детей-инвалидов, имеющих сходный дефект, тогда как повышение уровня
социальной адаптации более эффективно в гетерогенных группах. Однако мало просто поместить
ребенка-инвалида в группу здоровых детей. Без соответствующей психосоциальной работы со
здоровыми детьми и взрослыми, направленной на развитие у них толерантности к «иным» другим
людям, контакты с ними ребенка-инвалида могут дать обратный эффект: вместо социальной поддержки
Hosted by uCoz