Navigation bar
  Print document Start Previous page
 123 of 234 
Next page End  

наблюдении над больным после нейрохирургических операций или ранений в область мозга. Можно
выделить необратимые разрушения (хирургическое удаление тех или иных участков мозга, метод
перерезки комиссур мозга, предложенный Р. Сперри) и обратимые нарушения работы отдельных
участков мозга. Обратимые нарушения связаны с временным отключением отдельного участка мозга с
последующим восстановлением функций: охлаждение ниже 25 градусов приводит к прекращению
активности нейронов /25/, метод Вада, предполагающий введение в сонную артерию специального
препарата и отключение соответствующего полушария мозга /36/.
Все вышеперечисленные методы позволили получить основные данные, которые и легли в
основу нейропсихологии, поэтому их можно отнести скорее к научным методам исследования. В
практической деятельности нейропсихологов используется предложенный А. Р. Лурия метод
синдромного анализа, или, иначе, «батарея Луриевских методов». А. Р. Лурия отобрал ряд тестов,
объединенных в батарею, которая позволяет оценить состояние всех основных ВПФ (по их параметрам).
Эти методики адресованы ко всем мозговым структурам, обеспечивающим эти параметры, что и
позволяет определить зону поражения мозга. Изменение сложности задач и темпа их предъявления дает
возможность с большой точностью выявить тонкие формы нарушения (поставить топический диагноз).
Предложенный метод основан на системном подходе к анализу нарушений функции и качественном
анализе дефекта и представляет собой набор специальных проб, адресующихся к различным
познавательным процессам, произвольным движениям и действиям.
Данные методы, являясь основным инструментом клинической нейропсихологической
диагностики, направлены на изучение различных познавательных процессов и личностных
характеристик больного — речи /31/, мышления /47, 50/, письма и счета /50/, памяти /46/. Специальную
область применения нейропсихологических методов составляет проблема школьной дезадаптации. С
помощью метода синдромного анализа можно определить наличие или отсутствие мозговых
дисфункций у детей с трудностями обучения, раскрыть механизмы, лежащие в основе этих затруднений,
и понять первичный дефект, определивший их возникновение /17, 38, 46/.
Несмотря на сравнительную молодость нейропсихологии, в настоящее время появилось
несколько направлений, различающихся своими задачами. Все эти направления объединены общими
теоретическими представлениями и общей конечной задачей, состоящей в изучении мозговых
механизмов психических процессов. Е. Д. Хомская выделяет следующие /41, 43/.
Клиническая нейропсихология,
которая занимается исследованием больных с локальными
поражениями мозга. Основной задачей является изучение нейропсихологических синдромов при
локальных поражениях мозга. Исследования в этой области имеют большое практическое значение для
диагностики, подготовки психологического заключения о возможности лечения, восстановления и
прогноза дальнейшей судьбы больных. Основным методом является метод клинического
нейропсихологического исследования. В настоящее время в клинической нейропсихологии изучаются
синдромы, связанные с поражением правого полушария мозга, с дефектами межполушарного
взаимодействия, с нарушением глубинных структур мозга. Дальнейшее развитие этого направления
связано с развитием современных методов диагностики локальных поражений мозга.
Экспериментальная нейропсихология (нейропсихология познавательных процессов). Основной
задачей является экспериментальное изучение различных форм нарушений психических процессов при
локальных поражениях мозга. Благодаря работам А. Р. Лурия и его учеников наиболее изучены память и
речь /21, 31, 45/. Им была создана классификация афазий, основанная на представлении о речевой
деятельности как сложной функциональной системе, значительно дополнены представления об
организации памяти. В настоящее время проводятся исследования особенностей нарушения
познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы при разных по локализации поражениях
мозга.
Реабилитационная нейропсихология. Основной задачей этого направления является
восстановление ВПФ при локальных поражениях мозга. Наиболее разработаны принципы и методы
восстановления речи /7, 22, 31, 45, 48/. Разработки в этой области начались в годы Великой
Отечественной войны (А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев). Были предложены
научно обоснованные методы восстановления ВПФ, опирающиеся на центральное положение о том,
что сложная психическая функция может быть восстановлена за счет перестройки нарушенной
Hosted by uCoz