Navigation bar
  Print document Start Previous page
 125 of 234 
Next page End  

человека, например, исследование межполушарной асимметрии.
Контрольные вопросы
1. Выделите предмет исследования нейропсихологии.
2. Перечислите основные причины выделения нейропсихологии в самостоятельную научную
дисциплину.
3. Что может дать сравнительно-анатомический метод решения вопроса о мозге как органе
психики?
4. Одинаковы или различны аппараты, регулирующие на разных ступенях филогенеза отношения
организма животного со средой?
5. Изменяется ли функциональное и анатомическое соотношение отдельных образований
мозговой коры на разных стадиях антропогенеза?
6. Какие данные о функциональной организации мозга можно получить с помощью метода
раздражения?
7. В чем особенности метода разрушения?
8. Какое значение имеет детская нейропсихология в практике работы школьного психолога?
9. Выделите задачи клинической нейропсихологии.
10. В чем суть метода синдромного анализа?
1.3. Структурно-функциональные принципы работы мозга
Еще в начале XIX в. Ф. Галль обнаружил, что головной мозг неоднороден и состоит из серого
(клетки коры и подкорки) и белого (проводящие волокна) вещества, но не уделил должного внимания
этому факту. Лишь в 1863 г. киевский физиолог Бец выделил гигантские пирамидные клетки, связанные
с мышцами, и мелкозернистые клетки, связанные с органами чувств. Было показано, что клетки мозга
имеют разное строение и выполняют разные функции.
Кора головного мозга представляет собой поверхностный слой, покрывающий полушария
головного мозга и образованный преимущественно вертикально ориентированными нервными
клетками, их отростками, пучками афферентных и эфферентных нервных волокон и клеток нейроглии.
Постепенно было выяснено основное строение новой коры больших полушарий, состоящей из шести
слоев клеток (по некоторым данным семи) /22, 25, 38, 41/, различающихся по ширине, плотности
расположения, форме, размерам составляющих их нервных клеток.
Шестой слой (афферентный) состоит из мелкозернистых клеток, связан с органами чувств. Пятый
слой (эфферентный) включает в себя гигантские пирамидные клетки, генерирующие импульсы к
мышцам. В четвертый слой коры приходят волокна, несущие импульсы, возникающие в периферических
рецепторах. Эти три слоя образуют первичные или проекционные зоны коры. Поверхность полушарий
изрезана глубокими щелями и бороздами, которые разделяют ее на доли: лобную, теменную,
затылочную, височную. Соответственно выделяют теменную (общечувствительную), затылочную
(зрительную), височную (слуховую) первичные зоны коры. Их основная функция — прием и анализ
возбуждения, поступающего от периферических рецепторов. Нормальный доношенный ребенок
рождается с уже сформированными первичными зонами коры больших полушарий.
Над каждой первичной зоной коры надстраивается система вторичных зон, в которых
преобладают более сложные по своему строению второй и третий слои коры. Они состоят из клеток с
короткими аксонами, поэтому возбуждение не выходит за их пределы, а циркулирует внутри слоя,
обеспечивая таким образом ассоциативные функции, т. е. способность к установлению ассоциаций
(синтезу возбуждения). Третий слой состоит из мелкозернистых клеток с короткими аксонами, а второй
— из пирамидных клеток с короткими аксонами. Вторичные или проекционно-ассоциативные зоны
коры обеспечивают функцию синтеза возбуждения. Выделяют вторичные теменные
(общечувствительные), затылочные (зрительные) и височные (слуховые) зоны коры. Вторичные зоны
созревают к 2-3 годам /22, 41/.
На границах между корковыми представительствами отдельных чувствительных зон коры
Hosted by uCoz