Navigation bar
  Print document Start Previous page
 13 of 234 
Next page End  

Клинико-психологическая работа в воспитательных и образовательных учреждениях
регулируется ратифицированными Международными актами, федеральными законами, а также
подзаконными регламентирующими документами — положениями и приказами министерств, которым
принадлежат эти учреждения.
В соответствии с международной Конвенцией о правах ребенка (ратифицирована
Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 ¹ 1559-1) неполноценные в умственном
или физическом развитии дети должны вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые
обеспечивают их достоинство, способствуют уверенности в себе и облегчают их активное участие в
жизни общества. Таким детям при наличии ресурсов и при наличии просьбы (их самих или
ответственных за них лиц) должна быть предоставлена помощь, соответствующая их состоянию и
положению родителей или других лиц, обеспечивающих заботу.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 ¹ 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» ребенком считается лицо, не достигшее возраста 18 лет.
Приказом Министерства образования Российской Федерации от 22 октября 1999 ¹ 636 «Об
утверждении положения о службе практической психологии в системе Министерства
образования Российской Федерации» предусмотрено выполнение педагогами-психологами
следующих видов деятельности, относящихся к профилю клинической психологии как частной отрасли
психологической науки:
- профилактическая и психокоррекционная работа;
- комплексная медико-психолого-педагогическая экспертиза;
- оказание специализированной помощи детям, имеющим проблемы в обучении, развитии и
воспитании;
- профилактика психосоциальной дезадаптации;
- психологическая диагностика для выявления причин и механизмов нарушений в обучении,
развитии и социальной адаптации.
В структуру службы практической психологии образования входят следующие учреждения, в
которых может осуществляться клинико-психологическая деятельность:
- специальные образовательные учреждения для детей, нуждающихся в
психолого-
педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры);
- психолого-педагогические и медико-педагогические комиссии (ПМПК).
Клинико-психологическая работа с детьми, имеющими отклонения в
развитии, определена
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 ¹ 867 (с изменениями и
дополнениями, утвержденными Постановлением Правительства России от 10 марта 2000 ¹ 212) «Об
утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
С 1959 г. психолого-педагогический персонал предусмотрен и для медицинских учреждений,
оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь детям и подросткам (Приказ
Минздрава СССР от 30 апреля 1959 ¹ 225).
Единственным до сегодняшнего дня официальным документом, определяющим права и
обязанности клинического психолога в
учреждениях здравоохранения, является Приказ МЗ РФ от 30
октября 1995 ¹ 294 «О психиатрической и психотерапевтической помощи», в
котором есть
Положение о медицинском психологе, участвующем в
оказании психиатрической и
психотерапевтической помощи, и Положение о психотерапевтическом кабинете. Помимо этого приказа
(который так и не был зарегистрирован в
Министерстве юстиции России и, следовательно, имеет
неполноценную юридическую силу) существует ряд дополнительных приказов Минздрава, в которых
регламентируется работа клинических психологов:
— от 13 февраля 1995 ¹ 27 «О штатных нормативах учреждений, оказывающих психиатрическую
помощь»;
— от 18 марта 1997 ¹ 76 «О наркологических реабилитационных центрах»;
— от 6 мая 1998 ¹ 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и
суицидальным поведением» (Положения о Телефоне доверия, о Кабинете социально-психологической
помощи, Отделении кризисных состояний, о Суицидологической службе);
Hosted by uCoz