Navigation bar
  Print document Start Previous page
 131 of 234 
Next page End  

нарушению соответствующих стадий деятельности.
Контрольные вопросы
1. Какие из трех блоков мозга обладают модальной специфичностью, а какие — нет?
2. Сущность концепции А. Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга.
3. Особенности работы первого блока.
4. Особенности работы второго блока.
5. Особенности работы третьего блока.
6. Какие вы знаете источники активации коры?
7. В чем различие проведения возбуждения во втором и третьем блоках мозга?
8. В чем различия иерархической организации у детей и иерархического взаимодействия у
взрослых?
9. Сущность закона убывающей модальной специфичности.
10. Сущность прогрессирующей латерализации функций.
1.5. Синдромный анализ нарушения высших психических функций
В соответствии с теорией системной динамической организации высших психических функций,
при локальных поражениях головного мозга нарушается не какая-то одна психическая функция, а их
совокупность, составляющая единый нейропсихологический синдром. Под последним А. Р. Лурия
предложил рассматривать закономерное сочетание нейропсихологических симптомов, связанное с
выпадением определенного фактора /22/. Целью синдромного анализа является поиск фактора, который
приводит к формированию нейропсихологического синдрома. А под фактором понимают те
физиологические процессы, которые протекают в определенных мозговых структурах /22, 41/.
Нарушение этих факторов и является непосредственной причиной нарушения работы всей
функциональной системы, обеспечивающей ту или иную психическую функцию.
Синдромный анализ в нейропсихологической практике опирается на следующие положения:
— необходимость качественной квалификации возникших нарушений психических функций.
Качественный анализ предполагает определение формы нарушения психической функции, ответ на
вопрос — какой характер носит дефект и почему он появился;
— необходимость анализа и сопоставления первичных дефектов, непосредственно связанных с
нарушенным фактором, и вторичных расстройств, которые возникают по законам системной
организации функций. Это сопоставление позволяет уяснить структуру нейропсихологического
синдрома в целом и поставить топический диагноз;
— необходимость изучения состава не только нарушенных, но и сохранных ВПФ, поскольку,
согласно принципу двойной диссоциации Тэйбера, при любом органическом корковом очаге
поражения одни функции нарушаются, а другие остаются сохранными.
Е. Д. Хомская выделяет следующие типы факторов, имеющиеся у взрослого человека /41/.
1. Модально-специфические факторы, связанные с работой различных анализаторных систем
(зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной). Материальной основой этих факторов
являются вторичные зоны коры больших полушарий, составляющих корковые отделы анализаторов.
2. Модально-неспецифические факторы — связаны с работой неспецифических срединных
структур мозга (инертности — подвижности нервных процессов, активации — дезактивации,
спонтанности — аспонтанности).
3. Факторы, связанные с работой ассоциативных (третичных) областей коры. Они отражают
процессы взаимодействия различных анализаторных систем, а также работу третичных зон —
префронтальных и височно-теменно-затылочных зон.
4. Полушарные факторы, связанные с работой левого и правого полушарий мозга. Они
характеризуют работу всего полушария в целом и определяют полушарные стратегии работы:
преобладание абстрактных или конкретных способов переработки информации, сукцессивной
(последовательной) или симультанной (одномоментной) организации высших психических функций,
Hosted by uCoz