Navigation bar
  Print document Start Previous page
 135 of 234 
Next page End  

Системный характер психической деятельности состоит в дифференцированном участии
различных мозговых образований и полушарий мозга в организации высших психических функций. Ни
одно полушарие не может быть рассмотрено как доминирующее по отношению к какой-либо функции
или деятельности. Каждое полушарие доминирует по свойственному ему принципу работы, по тому
вкладу, которое оно вносит в организацию психической функции /36, 41, 44/. Таким образом, можно
сказать, что межполушарная организация психических процессов основана на единстве двух факторов:
функциональной асимметрии (специализации) полушарий мозга и их взаимодействии в психической
деятельности человека.
Контрольные вопросы
1. В чем проявляется анатомическая асимметрия мозга?
2. В чем проявляется функциональная асимметрия мозга?
3. Почему функции правого полушария изучены меньше, чем функции левого полушария?
4. Для какого этапа в развитии теории функциональной асимметрии мозга характерны идеи
обязательного переучивания левшей?
5. В чем заключается парциальный характер межполушарной асимметрии?
6. Что такое комиссуры мозга?
7. Что такое «синдром расщепленного мозга»?
8. Чем отличается межполушарное взаимодействие у детей?
9. Как проявляется аномия при частичной перерезке мозолистого тела?
10. До какого возраста идет становление межполушарных связей?
Раздел 3. Основные нейропсихологические симптомы и синдромы
3.1. Сенсорные и гностические зрительные расстройства
При нейропсихологическом подходе к нарушению ВПФ, предложенном А. Р. Лурия, следует
учитывать все симптомы, возникающие при поражении самых разных уровней анализаторных систем.
Е. Д. Хомская выделяет два типа расстройств, возможных при изучении работы различных
анализаторных систем: а) относительно-элементарные сенсорные расстройства, отражающие нарушения
различных видов ощущений (светоощущения, цветоощущения, тон-шкала и пр.) и б) более сложные
гностические расстройства, отражающие нарушения разных видов восприятия (восприятие формы,
предмета, звуков речи и пр.). Первый тип расстройств возникает при повреждении анализаторных
систем и первичных зон коры больших полушарий, второй — при поражении вторичных зон коры.
Гностические расстройства, возникающие в этом случае, носят название «агнозия». В зависимости от
локализации поражения могут быть зрительные, слуховые, тактильные агнозии.
Зрительные ощущения и восприятие связаны в первую очередь с функционированием
зрительного анализатора. Затылочные отделы новой коры представляют собой корковый конец
зрительного анализатора, поскольку здесь заканчиваются волокна, идущие от сетчатки глаза. Эти
волокна сначала идут в составе зрительного нерва, частично перекрещиваются в хиазме, продолжая
свой путь в зрительном тракте. Причем зрительный тракт правого полушария включает волокна,
передающие возбуждение от левых половин зрительных полей и левого и правого глаза, зрительный
тракт левого полушария, соответственно, — от правых половин полей зрения обоих глаз. Волокна
зрительного тракта заканчиваются в наружном коленчатом теле, где начинается новый зрительный путь,
который веером располагается внутри височной области — зрительное сияние (или пучок Грациоле) —
и заканчивается в первичном поле затылочной коры. Зрительный нерв, зрительный тракт и зрительное
сияние имеют соматотопическую организацию, в случае их поражения возникает выпадение
определенных частей зрительного поля (гемеанопсии) или слепое пятно (скотома).
Первичные зоны затылочной коры расположены главным образом на медиальной поверхности
мозга в виде треугольника, который направлен в глубь мозга, и занимают самую большую площадь по
Hosted by uCoz