Navigation bar
  Print document Start Previous page
 141 of 234 
Next page End  

3.4. Нарушения речи при локальных поражениях мозга
Нейропсихология занимается изучением различных форм нарушения речи при локальных
поражениях мозга, опираясь на теоретические положения, разработанные А. Р. Лурия, Е. Д. Хомской, Л.
С. Цветковой. Речь рассматривается как речевая система, как совокупность речевых функций,
объединенных в единое целое /41, 43/. В качестве двух самостоятельных видов речи в нейропсихологии
выделяют импрессивную (понимающую) и экспрессивную (выражающую) речь, которые имеют разное
психологическое строение. Импрессивная речь — процесс понимания речевых высказываний, как
устных, так и письменных, начинается с восприятия потока чужой речи, затем идет декодирование этого
потока до речевой схемы, выделение через внутреннюю речь общей мысли высказывания и понимание
его мотива. Экспрессивная речь — процесс высказывания с помощью языка — начинается с мотива
высказывания, формирования программы высказывания, после чего общая мысль перекодируется с
помощью внутренней речи в речевые схемы, а затем — в развернутую речь.
С точки зрения лингвистики в речи выделяют следующие единицы — фонемы, лексемы и
семантические единицы. Под фонемами понимают смыслоразличительные звуки речи. В русском языке
фонемами являются гласные и согласные звуки, а также такие их характеристики, как звонкость —
глухость, твердость — мягкость, благодаря чему слова «был», «бил», «быль» и «биль» в русском языке
имеют совершенно разные значения. В то же время длина гласного звука, играющая в английском и
немецком языке смыслоразличительную функцию, в русском воспринимается как варианты одного и
того же слова. Лексемы — это слова или фразеологические сочетания, обозначающие отдельные
предметы или явления. Семантические единицы представляют собой обобщения в виде системы слов,
обозначающих понятия. Другими словами, речь имеет фонематическую, лексическую и семантическую
структуру.
Выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, или подсистемы: устная и
письменная речь (экспрессивная речь) и понимание устной и письменной речи (импрессивная речь).
Каждая из выделенных подсистем выполняет разные функции, имеет свои особенности организации, а
также различные сроки формирования. Эти различия в генезисе и психологической структуре находят
свое отражение и в мозговой организации различных видов речевой деятельности.
Как сложная функциональная система речь включает большое число афферентных и эфферентных
звеньев, в ней принимают участие все анализаторы: слуховой, зрительный, кожно-кинестетический,
двигательный. Каждый из них вносит свой вклад в организацию речевой деятельности в целом.
Выпадение любого из этих звеньев приводит к нарушению речи, но особенности нарушения зависят от
того, какое именно звено пострадало.
По утверждению А. Р. Лурия, для организации импрессивной речи (декодирования
воспринимаемой речи) необходимо соблюдение следующих условий:
— четкое выделение фонематических признаков речи. Обеспечивается работой верхних отделов
вторичных зон височной области левого полушария мозга (зона Вернике). Поражение данного участка
приводит к сенсорной афазии, заключающейся в невозможности выделения близких по звучанию
фонем. Больной не слышит разницы между словами «кора» — «гора». При этом намерение больного
разобраться в смысле высказывания остается сохранным;
— понимание слова (предполагается, что эта функция обеспечивается в результате
взаимодействия слухового и зрительного анализаторов). При нарушении этого взаимодействия звуковой
образ слова перестает вызывать зрительный, поэтому узнавание его смысла грубо нарушается;
— понимание значения целой фразы или связного речевого высказывания. Для выполнения
данного условия в свою очередь необходимо несколько компонентов:
а) удержание в памяти всех элементов фразы, обеспечиваемое работой средних отделов
вторичных зон височной области левого полушария. При поражении этого участка мозга возникает
акустико-мнестическая афазия (невозможно удержать в памяти даже несколько слов);
б) симультанный синтез речевого высказывания, который связан с работой височно-теменно-
затылочных отделов левого полушария мозга (у правшей). Поражение этого участка приводит к
семантической афазии (нарушается понимание сложных логико-грамматических конструкций);
Hosted by uCoz