Navigation bar
  Print document Start Previous page
 143 of 234 
Next page End  

или целого высказывания. У так называемых «лобных больных» отмечается речевая аспонтанность
(отсутствие самостоятельно возникающих высказываний). Помимо этого, поражение лобных отделов
приводит к нарушению внутренней речевой схемы. Больные повторяют слова, называют предметы, но
сформулировать элементарное словесное высказывание не могут. Этот дефект речи получил название
динамическая афазия. Он проявляется в нарушении активной развернутой речи. У больного сохранны
повторная речь, называние, рядовая и автоматизированная речь, понимание речи, но отсутствует
речевая схема предложения. Остается лишь диалогическая речь, сопровождающаяся эхолалиями,
персеверациями и автоматизмами /22, 41/. Под эхолалиями понимают повторение больным последних
слов из фраз, которые он слышит. Персеверации означают многократное повторение одного и того же
слова или фразы. Автоматизмы проявляются в использовании речевых оборотов на уровне речевых
навыков.
Исследование речевых нарушений в нейропсихологии идет по пути изучения афазий. Под
афазиями понимают нарушения речи, возникающие при локальных поражениях коры левого полушария
мозга (у правшей) и представляющие собой системное расстройство различных форм речевой
деятельности. Афазии проявляются в виде распада фонематической, морфологической или
синтаксической структуры собственной речи при сохранности элементарных форм слуха и движений
речевого аппарата, обеспечивающих членораздельное произношение. Эта речевая патология отличается
от дизартрий (нарушение произношения без расстройства восприятия речи на слух), аномий (трудности
называния из-за расстройства межполушарного взаимодействия), алалий (расстройство речи в детском
возрасте из-за недоразвития всех форм речевой деятельности).
В зависимости от нарушения одного из факторов, на которых основана речевая система при
локальных поражениях мозга, А. Р. Лурия разработал классификацию афазий /7, 22, 28, 41/. При
выпадении афферентных звеньев речевой функциональной системы (слуховых, зрительных,
кинестетических, комплексных афферентаций) выделяют пять видов афазий — сенсорную, акустико-
мнестическую, оптико-мнестическую, афферентную моторную и семантическую. При нарушении
эфферентных звеньев речевой системы — динамическую и эфферентную моторную афазии.
Сенсорная афазия возникает при поражении верхних отделов вторичных зон височной области
левого полушария (зона Вернике). В ее основе лежит нарушение фонематического слуха, т. е.
способности различать звуковой состав слова. Больной путает близкие по звучанию фонемы (б — п, г —
к). В тяжелых случаях он воспринимает родную речь как иностранную или вместо речи слышит
неречевой шум. Но продолжает активно использовать в речи интонации. Нарушение фонематического
слуха приводит к дезорганизации всей речевой системы, дефектам понимания устной речи,
непониманию речи в усложненных условиях. Наблюдается замена одних звуков другими (литеральные
парафазии), замена одного слова другим (вербальные парафазии), нарушение письма (под диктовку),
частичное нарушение чтения.
Акустико-мнестическая афазия наблюдается при поражении средних отделов вторичных зон
височной области левого полушария. Больной правильно понимает обращенную к нему речь, но не
способен запомнить даже самую короткую фразу. Объем слухоречевой памяти снижается до 3 или 2
единиц, что приводит к вторичному непониманию устной речи, а также к трудностям в активной
устной речи (скудная речь, частый пропуск слов, обычно существительных). Но интонации при данном
дефекте остаются сохранными. При акустико-мнестической афазии сохраняется фонематический слух, но
наблюдаются трудности в поиске нужного слова, возникают вербальные парафазии, налицо снижение
скорости переработки словесной информации.
Оптико-мнестическая афазия имеет место при поражении задненижних отделов височной
области левого полушария (у правшей). В основе лежит слабость зрительных представлений,
зрительных образов слов, в силу чего больной не может правильно назвать предмет. А. Р. Лурия и его
сотрудники доказали, что в этом случае распадается преимущественно зрительно-мнестическое звено
речевой системы, связи между зрительным образом и его наименованием. У больных нарушается
способность изображения объекта, в их описаниях отсутствуют зрительные образы.
Афферентная моторная афазия появляется вследствие поражения нижних отделов вторичных
зон теменной области левого полушария и связана с выпадением кинестетического афферентного звена
речевой системы. Нарушается возможность появления четких ощущений, поступающих от
Hosted by uCoz