Navigation bar
  Print document Start Previous page
 147 of 234 
Next page End  

массивными поражениями этих структур наблюдается полная невозможность сохранить следы текущего
опыта, что проявляется в синдроме грубой дезориентировки больного в месте, времени и происходящих
с ним событиях. Он не может вспомнить, что было 15-20 минут назад.
Для всех модально-неспецифических нарушений памяти характерно то, что, во-первых, их можно
выделить в любой сфере деятельности больного (забывание намерений, забывание выполненных
действий и т. п.). Во-вторых, они одинаково проявляются как в элементарном, непреднамеренном
запечатлении, так и в произвольной мнестической деятельности. И, наконец, при массивных
поражениях данных структур возникают грубые нарушения сознания (симптомы растерянности и
спутанности).
Модально-специфические нарушения памяти составляют второй тип мнестических дефектов,
встречающихся в клинике локальных поражений головного мозга. Они возникают при поражении
аппаратов второго и третьего функциональных блоков, связаны со стимулами определенной
модальности и распространяются только на раздражители, которые адресуются лишь к одному
анализатору. К этим патологиям относят нарушения зрительной памяти, слухоречевой, музыкальной,
тактильной, двигательной. Они отличаются тем, что эти дефекты не бывают глобальными, никогда не
вызывают нарушения расстройств сознания, носят характер распада мнестической основы отдельных,
модально-специфических операций.
В зависимости от локализации очага поражения можно выделить следующие модально-
специфические нарушения памяти:
— при поражении средних отделов вторичных зон височной области левого полушария
возникают нарушения слухоречевой памяти (акустико-мнестическая афазия), заключающиеся в
невозможности удержать в памяти даже несколько слов. Следует отметить, что этот дефект
слухоречевой памяти выступает в изолированной форме, у больных нет расстройства фонематического
слуха;
— при поражении теменно-затылочной области левого полушария возникает амнестическая
афазия, проявляющаяся в невозможности удержать в памяти зрительные структуры, включающие
пространственные отношения. У этих больных нарушаются зрительные представления объектов, но нет
никаких гностических зрительных расстройств.
В литературе описаны нарушения пространственной памяти, цветовой, музыкальной и памяти на
лица /21, 31, 41/. Рассмотренные случаи нарушения памяти вызывают дефекты операций запоминания и
припоминания, но никогда не превращаются в нарушение самой структуры мнестической деятельности,
сохраняя возможность компенсации дефекта.
Активная мнестическая деятельность, как любая психическая деятельность, всегда опирается на
цель, мотив, задачи запоминания, определенную программу, выбор соответствующих
мнемотехнических средств, длительность удержания. Иными словами, она носит активный,
целенаправленный, осознанный характер, а любая целенаправленная деятельность связана с
активностью лобных отделов мозга. При их массивных поражениях нельзя вызвать ни прочного и
активного намерения запомнить информацию, ни активного поиска средств и способов запоминания.
Активная мнестическая деятельность превращается в пассивное запечатление предлагаемого материала.
Заучивание имеет характер стереотипного повторения (кривая запоминания в виде «плато», когда
повторение не приводит к увеличению объема запомненного материала). Такое нарушение называется
«псевдоамнезия», так как у «лобных» больных нет первичных нарушений мнестических процессов, а
страдает общая организация любой произвольной деятельности вообще.
Контрольные вопросы
1. Механизм модально-неспецифических нарушений памяти.
2. Характеристика модально-специфических нарушений памяти.
3. Структура нарушения памяти как мнестической деятельности.
4. Роль первого, второго и третьего блоков мозга в организации процессов памяти.
5. Перечислите виды нарушений памяти.
6. Чем отличаются модально-специфические нарушения памяти от модально-неспецифических?
Hosted by uCoz