Navigation bar
  Print document Start Previous page
 151 of 234 
Next page End  

«развертывания» речевого замысла и процесс «свертывания» речевых структур, необходимый для
понимания смысла текста. В обоих случаях наблюдается изменение последовательности речевых
процессов и, как следствие, нарушение динамики вербально-логического мышления, распад свернутых
«умственных действий» (арифметических, вербальных и т. п.), патологическая инертность
интеллектуальных актов. Но у таких больных сохранны пространственные операции и понимание
логико-грамматических конструкций, отражающих пространственные отношения.
При поражении префронтальных отделов мозга расстройства интеллектуальной деятельности
носят сложный характер. Во-первых, они возникают вследствие нарушения ее структуры: у больных
выпадает стадия ориентировки в условиях задачи, они импульсивно начинают выполнять случайные
действия, не сличая их с исходными целями. Во-вторых, нарушаются операции с понятиями и
логическими отношениями, страдает избирательность семантических связей. В-третьих, для лобных
больных характерна общая интеллектуальная инактивность.
Как показали исследования нейронной активности при решении различных умственных задач,
любая интеллектуальная деятельность сопровождается активацией различных корковых и подкорковых
структур.
Контрольные вопросы
1. Наглядное (конструктивное) мышление и факторы его нарушения.
2. Вербально-логическое мышление и факторы его нарушения.
3. Особенности нарушения мышления при поражении лобных долей мозга.
4. Что общего и в чем различия в мозговой организации вербально-логического и наглядно-
образного типов мышления?
5. Особенности нарушения интеллектуальных процессов при поражении премоторных отделов
левого полушария.
6. Способен ли лобный больной замечать свои ошибки; ошибки, допускаемые другими людьми?
7. Особенности нарушения мышления при поражении теменно-затылочных отделов.
8. Особенности нарушения мышления при поражении левой височной области.
3.9. Нарушения эмоций при локальных поражениях мозга
Один из корифеев отечественной психофизиологии Ю. А. Александров говорит, что в настоящее
время пока еще не существует единой, общепризнанной теории эмоций /29/. Однако исследования А. Н.
Леонтьева, В. К. Вилюнаса, О. К. Тихомирова и других внесли значительный вклад в теоретическую
разработку этой проблемы. Были выделены особенности эмоций как внутренних регуляторов
деятельности, изучена их связь с познавательными процессами, описаны основные параметры эмоций
(знак, интенсивность, длительность, реактивность, степень осознанности, степень произвольного
контроля). Эти параметры характеризуют и эмоциональное состояние, и эмоциональное реагирование,
могут характеризовать любую эмоцию, как в норме, так и при различных патологиях. В современной
психологии эмоции рассматриваются как сложные системные психологические образования,
включенные в различные виды психической деятельности и базирующиеся на различных потребностях.
Хотя изучение мозговой организации эмоций сравнительно новая область нейропсихологии, но
основные ее положения уже сформулированы. Доказано, что эмоции имеют сложную мозговую
организацию и разные по локализации очаги поражения вызывают нарушения эмоций по знаку,
интенсивности, длительности и самооценке.
Т. А. Доброхотова и Н. Н. Брагина выделяют три структуры мозга, поражение которых связано с
эмоциональными нарушениями: гипофизарно-таламическая, височная и лобная области мозга /12/.
Поражения гипофизарно-гипоталамической области проявляются в постепенном обеднении
эмоций, исчезновении выразительных средств (мимики) на фоне изменения психики в целом.
Поражения височной области мозга характеризуются устойчивыми депрессиями и яркими
параксизмальными аффектами на фоне сохранных личностных свойств. Поражения лобных областей
мозга приводят к обеднению эмоций, появлению «эмоционального безразличия», «эмоционального
Hosted by uCoz