Navigation bar
  Print document Start Previous page
 152 of 234 
Next page End  

паралича» или эйфории в сочетании с грубыми изменениями всех психических процессов и личности
больного (некритичность, исчезновение чувства ответственности, нарушение системы отношений).
Клинические наблюдения над этими больными, описанные в литературе /12, 22, 41, 44/, показали, что
эмоциональные нарушения имеют выраженный латеральный характер. При поражении правого
полушария эмоциональные нарушения выражены ярче, чем при поражении левого полушария,
отмечается лабильность эмоциональных реакций, неспособность к эмоциональному контролю. При
поражении левого полушария характерны депрессивные состояния в виде приступов тревоги,
беспокойства, страха. Е. Д. Хомская говорит о существовании двух различных симптомов нарушения
эмоций при поражении правой и левой долей, которые складываются из признаков нарушения эмоций
по знаку, интенсивности и самооценки.
В нейропсихологической литературе нарушения эмоций входят в описание различных
нейропсихологических синдромов. Наиболее выраженные эмоционально-личностные изменения, как
показал А. Р. Лурия с сотрудниками, возникают при массивных поражениях лобных долей мозга,
сопровождающихся грубыми изменениями поведения. Большинство авторов при этом подчеркивают,
что эмоциональные изменения зависят не только от локализации очага, но и от ряда других факторов:
таких, как возраст больного, его исходные эмоционально-личностные особенности, характер
патологического процесса, и др.
Исследование нарушения эмоций при локальных поражениях мозга позволит раскрыть
закономерности нормального состояния.
Контрольные вопросы
1. Перечислите основные характеристики эмоций.
2. Как проявляются нарушения эмоций при поражении гипофизарно-гипоталамической области?
3. Какие нарушения эмоций возникают при поражении височной области?
4. В чем разница нарушения эмоций при поражении левого и правого полушарий мозга?
5. Какие нарушения эмоциональной сферы возникают при поражении лобных отделов мозга?
Раздел 4. Возможности практического применения нейропсихологии
4.1. Проблема восстановления высших психических функций
В результате разного рода травм или заболеваний мозга у человека могут возникнуть самые
разнообразные нарушения психических функций (речевых, мнестических, интеллектуальных и пр.).
Чтобы компенсировать эти нарушения, необходима работа по восстановлению нарушенных
психических функций. Эта проблема имеет долгую историю. Л. С. Выготский справедливо отметил, что
решение проблемы восстановления ВПФ всегда находилось в зависимости от тех представлений о
строении и распаде ВПФ и их механизмах, которые имели место в соответствующий период /14, 15/.
Так, узкие локализационисты утверждали, что пострадавшая функция не восстанавливается, а
антилокализационисты, наоборот, рассматривали возможность спонтанного восстановления ВПФ. В
период Великой Отечественной войны возникла реальная необходимость помочь тысячам людей с
травмами мозга вернуться к нормальной жизни. Вопрос о возможности восстановления высших
психических функций был принципиально пересмотрен А. Р. Лурия, который заложил основы
восстановительного обучения с помощью перестройки функциональных систем. Он опирался на
положение о дезинтеграции психических процессов, выдвинутое английским неврологом X. Джексоном
еще в XIX в. Согласно этому положению при локальных поражениях мозга функция не выпадает
полностью, а наступает ее дезинтеграция, выпадает (или нарушается) лишь одно звено (фактор), распад
которого и ведет к системному дефекту функции. Очаговое поражение, разрушая лишь какое-либо одно
звено функциональной системы, приводит к нарушению работы всей системы. Однако функциональная
система может восстанавливаться, если в нее будут включены новые, сохранные звенья.
В годы войны А. Р. Лурия с другими советскими психологами (А. В. Запорожцем, Б. Г.
Hosted by uCoz