Navigation bar
  Print document Start Previous page
 159 of 234 
Next page End  

трудом учится писать или никак не может научиться бегло читать. Причины этих трудностей далеко не
всегда понятны учителю, а они могут быть самой разной этиологии. Как известно, процесс усвоения
знаний и умений является деятельностью, имеющей сложную структуру /24/. Начиная усваивать какой-
то материал, ученик ставит перед собой задачу, в основе которой лежит соответствующий мотив
деятельности. Пытаясь выполнить эту задачу, он должен найти «стратегию» — выбрать оптимальные
способы выполнения задания. При этом одни из вспомогательных операций выделяются как
существенные, другие тормозятся как второстепенные. Такая сложная структура деятельности характерна
для любого акта переработки информации. Если то или иное звено в этой сложной деятельности
выпадает, то процесс усвоения знаний или умений нарушается, а выработка нужных навыков
затрудняется. При этом характер трудностей, которые испытывает ученик, оказывается различным в
зависимости от того, какое звено познавательной деятельности оказывается слабым.
Существуют разные пути выявления причин возникших трудностей: экспериментальная
дидактика (подбор методов обучения), изучение ошибок, анализ нарушения познавательной
деятельности. Каждый из этих подходов позволяет подобрать стратегию помощи конкретному ученику,
но по сути это поиск вслепую /24/. Наиболее эффективным является метод синдромного анализа,
который позволяет найти истинную причину нарушения и подобрать адекватные методы коррекции.
Методика такого восстановительного обучения детально разработана А. Р. Лурия и Л. С. Цветковой /22,
24, 45, 46, 47, 50/. Восстановительное обучение не только показывает возможности восстановления
нарушенных функций мозга, но и позволяет глубже узнать причины нарушения процесса усвоения
знаний и навыков, а также найти приемы коррекции при различных видах недостаточности.
Нейропсихологический анализ функции письма, предпринятый А. Р. Лурия и Л. С. Цветковой,
показал, что она включает в свой состав следующие звенья: слуховое восприятие звуков, из которых
состоит слово, выделение фонем, которые необходимо перевести в буквы, далее, в процессе анализа
звукового состава, идет проговаривание («прощупывание» звукового состава слова с помощью букв и
языка). Вслед за выделением звукового состава слова начинается процесс перевода выделенных или
произнесенных звуков («фонем» или «артикулем») в букву, обозначающую этот звук («графему»). Но для
написания слова недостаточно его расчленить на отдельные звуки, необходимо расположить их (а также
и буквы) в соответствующем порядке. И, наконец, пишущий должен соединить отдельные элементы
письма в целые «кинетические» мелодии, плавно переключаясь от одной линии к другой, или от одной
буквы к следующей. Кроме того, в основе функции письма всегда лежит инициация написания,
осознание необходимости сделать это. Каждое выделенное звено связано с нарушением или
недоразвитием совершенно разных факторов.
Слуховое восприятие обеспечивается работой слухового анализатора, поэтому снижение или
полное отсутствие слуха приводит к серьезным затруднениям в письме. Выделение фонематического
состава слова связано с активностью верхних отделов вторичных зон височной области левого
полушария. В случае их нарушения или недостаточной зрелости человек плохо различает звуки,
отличающиеся только одним фонематических признаком («б» или «п»), не может выделить отдельные
звуки из группы согласных, поэтому не может писать. У учеников начальных классов эти дефекты
фонематического анализа проявляются в ошибках типа «дом» — «том», «огурец» — «окулес», «летит
птица» — «редит бутица» /24/. Восстановление письма в данном случае связано в первую очередь с
четким слуховым восприятием, осознанием каждого звука, умением выделить его из состава слова.
Кинестетический анализ звукового состава слова (проговаривание при письме) связано с
нижними отделами вторичных зон кинестетической коры левого полушария. Больные с такого рода
поражениями не могут различать звуки, резко отличающиеся на слух, но близкие по артикуляции («д»,
«т», «н»). В этом случае в письме встречаются ошибки типа «лапа» — «дапа» или «напа», «стол» —
«слон». При этом восстановление письма, как доказала Л. С. Цветкова, следует начинать с работы над
осознанием соответствующей артикуляции.
Перевод выделенного звука в букву, обозначающую этот звук, предполагает различение левой и
правой сторон и четкое пространственное соотнесение тех графических элементов, которые входят в
состав буквы. Механизм, лежащий в основе этого элемента, связан с работой третичных теменно-
затылочных зон левого полушария. При тех или иных нарушениях работы этого отдела мозга больные
легко выделяют фонематический состав слова, хорошо знают, какую букву им надо написать, но не
Hosted by uCoz