Navigation bar
  Print document Start Previous page
 16 of 234 
Next page End  

2.1. Теоретические основания
и основные методологические проблемы клинической
психологии
Междисциплинарный статус клинической психологии делает эту дисциплину особо
чувствительной к решению основной теоретико-методологической проблемы современной науки —
проблемы «природы человека» как существа биосоциального по своим внешним проявлениям.
Психология имеет дело с особой реальностью — субъективной, которая далеко не всегда совпадает по
содержанию с реальностью, существующей независимо от человека. Принято считать, что психология
— это наука о психике. Однако психика — достаточно сложное явление, в которое включаются
несколько взаимосвязанных, но различных по своей природе областей: осознаваемая субъективная
реальность, бессознательные психические процессы, структура индивидуальных психических свойств,
внешне наблюдаемое поведение. Соответственно, психику можно рассматривать с разных точек зрения:
со стороны математических, физических, биохимических, физиологических процессов или как
социокультурный, лингвистический феномен.
Первая теоретико-методологическая проблема клинической психологии заключается в том,
что в науке существует две противоположных тенденции в понимании того, что же такое есть психика.
Первая тенденция заключается в том, чтобы рассматривать психику как удобную биологическую
метафору нейрофизиологических процессов, протекающих в мозге. Эта тенденция хорошо отражается в
так называемой «центральной догме нейробиологии», сформулированной авторами известной
монографии «Мозг, разум, поведение» — Ф. Блумом, А. Лейзерсоном и Л. Хофстедтером: «...все
нормальные функции здорового мозга и все их патологические нарушения, какими бы сложными они ни
были, можно, в конечном счете, объяснить, исходя из свойств основных структурных компонентов
мозга... психические акты возникают в результате совместных действий множества клеток мозга, так же
как пищеварение есть результат совместных действий клеток пищеварительного тракта» /6/. С этой
точки зрения психика есть совокупная деятельность мозга, его интегральная функция.
Другая тенденция в трактовке понятия психика заключается в том, что под ней понимается
общая способность живых существ реагировать на абиотические (биологически нейтральные)
воздействия.
Например, на звук. В эту общую способность включается совокупность процессов
восприятия, способов переработки информации и регулирования реакций организма на абиотические
воздействия. При этом церебральные процессы здесь не составляют существо этой общей способности,
а являются всего лишь инструментом, с помощью которого эта способность может реализоваться. Как
рука является только орудием хирурга, но не причиной его деятельности, так и мозг является всего лишь
орудием психической деятельности, но не ее причиной.
В зависимости от строения инструмента психической деятельности у живых существ имеются
разные способности реагирования,
т. е. — разные психики: элементарная сенсорная (реагирование
только на отдельные свойства среды), перцептивная (реагирование на целостные образования),
интеллектуальная (реагирование на соотносящиеся между собой феномены) и сознательная
(реагирование на вербально конструируемый образ реальности, который имеет самостоятельное
существование, безотносительно наличным отношениям человека и среды) /26/. У высших животных
эти психики также выступают уровнями психического функционирования: чем выше церебральная
организация животных, тем более представлены у них эти уровни. Есть эти уровни психического и у
человека. Однако отличительной чертой психики человека является наличие сознания и четырех
высших
психических функций (ВПФ), которых нет у животных. К высшим психическим функциям
относятся: произвольные внимание и память [В отличие от «натуральных» функций внимания и памяти,
которые у животных не опосредованы системой знаков и работают по принципу «стимул — реакция»
(т. е. являются ситуативно обусловленными текущими потребностями), человек может с помощью
знаково-символической системы организовать свое внимание и память вне зависимости от текущей
потребности.], логическое мышление
[У животных есть только наглядно-действенное и, возможно,
наглядно-образное мышление.], а также высшие эмоции — эмоциональные отношения (чувства).
Первые три уровня психики имеют следующие характеристики: 1) формируются под влиянием
биологических факторов; 2) имеют непосредственную связь с удовлетворением конкретных,
Hosted by uCoz