Navigation bar
  Print document Start Previous page
 161 of 234 
Next page End  

смысловых догадок и контроль за ними. Все вместе это приводит к неправильному пониманию
читаемого.
Недостаточная сформированность соответствующих структур мозга у младших школьников
приводит к трудностям в чтении. Преодоление этих трудностей возможно при тщательной
квалификации дефекта и подборе адекватных методов коррекции.
Счет как психический процесс также состоит из ряда взаимосвязанных звеньев, образующих
сложную иерархическую систему. Как указывает Л. С. Цветкова, психологическая сложность этого вида
деятельности обусловлена в первую очередь тем, что в процессе счета человек оперирует отвлеченными
понятиями, отражающими взаимоотношения вещей реальной действительности /50/.
Нейропсихологический анализ функции счета позволил выделить элементы этого процесса и
участвующие в их функционировании структуры мозга.
Дифференцированное восприятие оптической структуры числа связано с работой затылочных
отделов мозга. При поражении возникает оптическая акалькулия: нарушается узнавание цифры и числа,
с трудом дифференцируются цифры, близкие по конфигурации (3 и 8), больной может заменять одну
цифру другой.
Объем акустического восприятия обеспечивается височными отделами левого полушария.
Поражение приводит к сенсорной акалькулии. Больные не понимают на слух значение цифры и числа,
делают много безуспешных попыток при выполнении устных арифметических операций. Эта форма
нарушения счета связана с нарушением речи и акустического восприятия.
Организация счетной деятельности идет за счет лобных отделов мозга. При поражении может
возникнуть лобная акалькулия: человек не может самостоятельно действовать с числами, не понимает
связи внутри состава числа, у него нарушаются счетные операции, всплывают побочные связи,
возможны персеверации. Проявляется либо в импульсивных действиях больного, либо в замедленности
переключения с одного вида деятельности на другой, либо в «полевом» поведении. Нарушается
произвольный уровень протекания процесса счета.
Пространственное восприятие и восприятие системы пространственных координат, системные
отношения элементов, понятие числа и счетные операции опираются на теменные отделы
доминантного полушария. Возникает теменная и теменно-затылочная (первичная) акалькулия:
нарушение осознанности состава числа, его системности и разрядного строения. Больные не могут
назвать двух-трехзначные числа, не могут выполнять счетные операции (вычитание, умножение и т. д.),
нарушено понимания «левого» и «правого» в составе числа.
Несформированность, задержка в созревании того или иного участка мозга вызывает те же
дефекты психических функций, что и локальные поражения этих участков. Поэтому тщательный анализ
особенностей письма, чтения и счета у больных с локальными поражениями мозга позволяет определять
специфику недоразвития функций и подобрать соответствующую систему коррекционных воздействий.
Подробный анализ приемов восстановительного обучения рассматривается Л. С. Цветковой /50/.
Контрольные вопросы
1. Выделите основные элементы функциональной системы «письмо».
2. Перечислите компоненты функции «чтение».
3. Из каких элементов состоит функция счета?
4. В чем преимущества синдромного анализа в школьной практике?
5. Какую роль играют височные отделы левого полушария в обеспечении функций письма, счета,
чтения?
6. Как проявляется недоразвитие лобных отделов левого полушария в функциях счета, письма,
чтения?
7. Что осуществляют теменные структуры левого полушария в обеспечении письма, счета,
чтения?
8. Чем отличается структурная организация письма и чтения?
Использованная литература
Hosted by uCoz