Navigation bar
  Print document Start Previous page
 170 of 234 
Next page End  

социальны по природе, формируются прижизненно путем усвоения общечеловеческого опыта. Однако
высшие психические функции не возникают путем одномоментного присвоения уже готовых данных в
социальном опыте форм психического реагирования. Они развиваются, закономерно проходя через ряд
этапов и становясь сложными психическими процессами, имеющими определенную структуру.
Развитие высших психических функций осуществляется в процессе обучения, воспитания и общения с
носителями культурно-исторического опыта.
Л. С. Выготский указывал, что всякая ВПФ в онтогенезе появляется дважды: сначала в качестве
«экзопсихического», внешнего психического качества, организующего жизнедеятельность субъекта,
носителем которого первоначально является взрослый, включенный в совместную деятельность и
общение с ребенком. Затем в процессе интериоризации эта психическая функция присваивается
ребенком и становится его внутренним, «эндопсихическим» багажом.
Все высшие психические функции (к которым относят произвольные формы познания и
регуляции, отвлеченное мышление и др.) имеют опосредованное строение. В качестве самого
универсального орудия, опосредующего человеческое познание и поведение, выступает слово. Слово
может замещать предметы и явления при их отсутствии, опосредуя тем самым протекание любого
психического процесса и становясь одним из звеньев его структуры. Включение речи в структуру
психических процессов переводит их на новый, более высокий уровень.
Таким образом, в отечественной психологии сложился взгляд на высшие психические функции
как на развернутые формы предметной деятельности, возникающие на основе элементарных сенсорных
и моторных процессов, которые затем свертываются, интериоризируются, превращаясь в умственные
действия. В формировании ВПФ ведущая роль принадлежит речи, благодаря которой они становятся
осознанными и произвольными.
Такое понимание природы и сущности ВПФ позволило Л. С. Выготскому выдвинуть целый ряд
положений, значимых для патопсихологических и нейропсихологических исследований в нашей стране.
Так как мозг человека имеет принципиально иную организацию, нежели мозг животного, а развитие
ВПФ не предопределено морфологической структурой мозга, то и нарушения психики имеют сложную
природу и структуру. Поэтому особенности нарушения психики по Л. С. Выготскому определяются:
— характером локализации нарушения (в связи с этим принято выделять общий и частный
дефекты);
— временем поражения (поражение одних и тех же зон коры имеет неодинаковое значение на
разных этапах психического онтогенеза);
— системным характером нарушений, в которых выделяются первичные (биологически
обусловленные) и вторичные (являющиеся производными от первичных, затрудняющих социальное
развитие функций) нарушения.
Представления о природе, генезисе ВПФ нашли свое логическое развитие в теории
деятельности А. Н. Леонтьева. Согласно этой теории деятельность как особая форма активности
человека представляет собой единство ее внешней (практической) и внутренней (психической) сторон.
Внутренняя психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней практической
деятельности и имеет такое же строение, как практическая деятельность. Таким образом, изучая
внешнюю практическую деятельность, можно раскрыть закономерности психической деятельности.
Данное положение легло в основу разработки методологии патопсихологического исследования. Б. В.
Зейгарник неоднократно указывала, что понять закономерности нарушений психической деятельности
можно, лишь изучая практическую деятельность больного, а корректировать нарушения психической
деятельности — управляя организацией практической деятельности.
Еще одним важным как для общепсихологической теории, так и для методологии и практики
патопсихологии является положение о сложном строении деятельности (как внешней, так и
внутренней). Как известно, деятельность (как и любая другая форма поведения) побуждается
потребностью, представленной субъекту в качестве переживания дискомфорта, напряжения, ведущего к
поисковой активности. В ходе поиска происходит встреча потребности с предметом, способным ее
удовлетворить, т. е. появляется мотив. Именно мотив, т. е. «опредмеченная потребность» порождает
специфически человеческую форму активности — деятельность. Причем, если содержание потребности
не осознается субъектом, то мотивы могут быть осознаваемыми или не осознаваемыми. Как известно,
Hosted by uCoz