Navigation bar
  Print document Start Previous page
 172 of 234 
Next page End  

как один из методов исследования психики и личности.
Наиболее подробно теоретическое значение патопсихологических исследований для
многих
общетеоретических вопросов психологии в своих работах /5, б, 7/ раскрыла Б. В. Зейгарник. Она
отмечала особую роль патопсихологии в решении следующих общетеоретических вопросов психологии:
о роли личностного компонента в структуре познавательной деятельности; о соотношении
биологического и психологического в развитии человека; о соотношении распада и развития психики.
Остановимся подробнее на роли патопсихологических исследований в решении данных
вопросов, остающихся актуальными и в современных условиях.
1. В отечественной психологии, начиная с работ Л. С. Выготского и его последователей,
формируется системный деятельностный подход, в связи с чем преодолевается взгляд на психику как на
совокупность отдельных психических функций. Познавательные процессы (восприятие, память,
мышление) согласно этому подходу рассматриваются как различные формы предметной осмысленной
деятельности субъекта. Характеризуя деятельность вообще, A. Н. Леонтьев выделял в ее структуре
мотивационный (личностный) компонент. Следовательно, если рассматривать познавательные
процессы как особые формы психической деятельности, то в их структуре обязательно должен быть
представлен и мотивационный фактор. Эти теоретические положения требовали своего
экспериментального подтверждения, которое достаточно трудно сделать, имея дело с уже
сформированными, интериоризированными процессами. В генетическом плане это сделать легче, что и
было подтверждено при экспериментальном обосновании теории поэтапного формирования
умственных действий Я. Гальперина. Еще одним убедительным подтверждением правомерности
положения о роли мотивационного компонента в организации познавательной деятельности являются
исследования различных форм нарушений психической деятельности. Так, в экспериментальном
исследовании патологии восприятия Е. Т. Соколовой было убедительно показано, как под влиянием
различно мотивированной инструкции меняется течение и результат перцептивной деятельности
больных. Также экспериментально-психологическим путем (в работах Б. В. Зейгарник и ее сотрудников)
была выявлена роль мотивационного компонента в нарушении мышления и памяти. Другими словами,
патопсихологические исследования показали, что причиной многих нарушений познавательной
деятельности является «мотивационная смещенность» больных.
2. Привлечение патопсихологического материала является целесообразным при решении вопроса
о соотношении биологического и психологического в развитии человека. Данные психологических
исследований показали, что, хотя биологические особенности болезни и психологические
закономерности развития постоянно участвуют в формировании патологических симптомов (например,
патологических мотивов), их роль при этом принципиально различна.
В основе формирования личности больного человека лежат психологические закономерности, во
многом сходные с закономерностями нормального психического развития. Однако болезненный
процесс создает особые, не имеющие аналога в нормальном развитии условия функционирования
психологических механизмов, которые и приводят к искаженному патологическому развитию личности.
Таким образом, сами биологические особенности болезни не являются непосредственными причинами
нарушений психики. Они изменяют ход психических процессов, играя роль условий, в которых
разворачивается собственно психологический процесс — процесс формирования аномальной личности.
Этот вывод согласуется с общими положениями отечественной психологии о природе
психических функций. А. Н. Леонтьев, вслед за Л. С. Выготским, подчеркивал, что биологически
унаследованные свойства составляют лишь одно из условий формирования психики. Основным же
условием формирования психических функций является овладение миром предметов и явлений,
созданных человеком. С. Л. Рубинштейн также указывал на роль внешних (социальных) и внутренних
(биологических) факторов в психическом развитии, отмечая, что внешние причины преломляются через
внутренние условия. Однако если при нормальном развитии внешние причины (социальные
воздействия в широком смысле) приводят к адекватному отражению действительности, то болезнь
создает особые условия протекания психических процессов, которые, напротив, приводят к
искаженному отражению действительности и закреплению искаженного отношения к миру, к
появлению патологических черт личности.
В решении поставленного вопроса о соотношении биологического и социального в психическом
Hosted by uCoz