Navigation bar
  Print document Start Previous page
 174 of 234 
Next page End  

закономерностей развития психики. Как известно, психическая деятельность, высшие психические
функции формируются прижизненно на основе общественно обусловленных временных связей в
процессе обучения, воспитания и общения. Т. е. психическое развитие обусловливается, в первую
очередь, социальными факторами, тогда как распад психики — биологическими.
Таким образом, психологический анализ различных форм нарушений деятельности психически
больных является ценным материалом, который должен учитываться при построении
общепсихологической теории, особенно при изучении вопросов о сущности, природе психического и о
механизмах психического развития.
1.5. Задачи патопсихологии в клинике
Патопсихология, как отрасль клинической психологии, возникла по запросу медицины, и
поэтому наиболее полно она проявляет свои практические возможности именно при решении ряда
специфических задач, которые встают перед ней в психиатрической клинике. Надо отметить, что
патопсихолог, исследуя закономерности распада психической деятельности и используя для этого
психологические методы (в первую очередь — эксперимент), не имеет права на постановку
клинического диагноза, не может принимать решения о характере проводимого лечения. Это является
полностью прерогативой врача. Но психолог в психиатрической клинике является одним из главных
помощников психиатра, при этом он в своей работе не подменяет деятельность врача, а дополняет и, в
известной мере, облегчает ее. К основным задачам патопсихологического исследования в
психиатрической клинике В. М. Блейхер и его сотрудники /2/ относят следующие шесть:
1. Получение данных для диагностики.
2. Исследование динамики психических нарушений в связи с проводимой терапией.
3. Участие в экспертной работе.
4. Участие в реабилитационной работе.
5. Участие в психотерапии.
6. Исследование недостаточно изученных психических заболеваний.
Хотя все эти задачи по-своему важны для оказания практической помощи клиницистам,
наиболее часто в психиатрическом стационаре патопсихологу приходится решать первую из них.
Получение дополнительных данных о психическом состоянии больного (об особенностях его
познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности в целом) является одной из
важнейших задач практической патопсихологии. Данные экспериментально-психологического
исследования (которые относят к разряду параклинических) являются вспомогательными. Наряду и в
сопоставлении с данными клинического наблюдения и в ряде случаев с результатами лабораторных
исследований (например, анализов крови, спинномозговой жидкости, томографии и др.) эти данные
помогают врачу при решении вопроса о диагнозе заболевания. Данные патопсихологического
исследования, не являясь единственным основанием для постановки клинического диагноза, позволяют
выявить многие признаки психических нарушений, определить их структуру и взаимосвязь.
Чаще всего данная задача ставится перед патопсихологом в двух наиболее сложных для
клинической диагностики ситуациях: в ситуации постановки дифференциального диагноза и в случае,
когда необходимо выявить признаки психического заболевания на ранних этапах его развития (или,
наоборот, в отдаленный период). Многие психические расстройства имеют сходную клиническую
симптоматику, при этом их природа может быть недостаточно ясна. В этом случае данные клинического
наблюдения и беседы, а также лабораторные исследования не могут в полной мере стать основанием
для постановки нозологического диагноза. Такая проблема наблюдается, например, при необходимости
отграничения легких форм умственной отсталости (дебильности) от задержек психического развития
церебрально-органического генеза, когда на первый план в обоих случаях выходит несоответствие
уровня умственного развития возрастным нормам. Такие трудности встречаются также при
необходимости дифференциальной диагностики между психопатией и психопатоподобными
изменениями личности при шизофрении, нейроинфекции. В этих случаях обнаружение в ходе
патопсихологического экспериментального исследования специфических нарушений познавательной
деятельности и личности, типичных для одного расстройства и не характерных для другого,
Hosted by uCoz