Navigation bar
  Print document Start Previous page
 177 of 234 
Next page End  

вопрос о праве и возможности участия психологов в психотерапии еще недостаточно регламентирован
нормативными документами. Бесспорно, клинические психологи должны владеть теоретическими и
практическими основами психотерапии в широком смысле слова как процесса целенаправленного
психологического воздействия на психику. Но в том случае, когда психотерапия используется как метод
лечения болезни (клинико-ориентированная психотерапия), а не как средство изменения личностных
установок людей, не страдающих психическими заболеваниями (личностно-ориентированная
психотерапия), психолог не имеет профессионального права брать на себя врачебные функции. Поэтому
патопсихолог должен выполнять свои собственные задачи психодиагностического и социально-
психологического характера и тем самым помогать врачу организовывать психотерапевтический
процесс.
Применительно к психотерапии выделяют следующие задачи патопсихологического
исследования.
Это, во-первых, участие патопсихолога в диагностике психического заболевания, так как от
решения этих вопросов зависит объем показаний к психотерапии и выбор наиболее адекватных для
данного больного форм ее проведения.
Во-вторых, патопсихологическое исследование способствует обнаружению таких личностных
свойств больного, на которые в последующей психотерапевтической работе следует обратить особое
внимание. С этой целью используется широкий диапазон личностных методик, что позволяет получить
наиболее полное представление о личности больного. При этом должны учитываться не только
измененные болезнью личностные свойства, но и сохранные компоненты личности, на которые в
первую очередь необходимо опираться при проведении психотерапевтической работы.
В-третьих, психологический эксперимент способствует налаживанию продуктивного контакта с
больными, так как дает психотерапевту представление об их интеллектуальном уровне и интересах.
Характер интеллектуальной деятельности больного и особенности его мотивации во многом
определяют систему построения психотерапевтических мероприятий, влияют на стратегию
психотерапии, а также на выбор конкретных методик психотерапевтического воздействия.
В-четвертых, патопсихологическое исследование само по себе несет психотерапевтическую,
психокоррекционную нагрузку, так как в ходе решения экспериментальных заданий появляется
возможность показать больному известную сохранность его психических функций, которые пациент
считает грубо нарушенными, и тем самым подчеркнуть наличие ресурсов для противостояния болезни.
Психологическое исследование может быть при этом использовано для изменения самооценки
состояния больного и его субъективного прогноза.
Реже всего патопсихологу приходится решать задачу исследования недостаточно изученных
психических заболеваний. Как правило, такие исследования проводятся в клиниках, работающих на
базе научно-исследовательских институтов. Целью таких научных исследований является анализ еще
недостаточно изученных психопатологических проявлений тех или иных психических заболеваний. При
этом проводится исследование больших групп больных, имеющих сходную психопатологическую
симптоматику. Здесь особую роль приобретает статистическая достоверность получаемых данных.
Причем решение данной задачи существенно отличается от патопсихологического исследования,
направленного на решение вопросов клинико-практического характера. Если в случае решения задач
практического характера патопсихолог стремится получить общую и сугубо индивидуальную
характеристику протекания психической деятельности у конкретного человека, то при решении
теоретических вопросов он выделяет и ставит в центр внимания какой-либо один психический процесс,
изучаемый им в специально созданных условиях на большой выборке испытуемых.
1.6. Задачи детской патопсихологии
Надо отметить, что выделенные В. М. Блейхером задачи в первую очередь касаются работы
психолога со взрослыми больными, у которых психопатологическая симптоматика представлена
наиболее полно и развернуто. Исследование же нарушений психики у детей является более сложными
имеет свою специфику в связи с возрастными особенностями. Эта специфика обусловлена тем, что
детская психика является еще не сформированной. Несмотря на болезнь, приводящую к различным
Hosted by uCoz