Navigation bar
  Print document Start Previous page
 178 of 234 
Next page End  

нарушениям, на психику ребенка продолжают действовать общие закономерности развития. Поэтому
исследовать нарушения развивающейся психики надо с учетом этих закономерностей, выделенных еще
Л. С. Выготским. Одной из таких важнейших закономерностей является признание ведущей роли
обучения в психическом развитии ребенка.
Все это приводит к тому, что в деятельности детского патопсихолога наряду с диагностическими
задачами, преобладающими в практике патопсихолога, работающего со взрослыми больными, самое
существенное значение приобретают задачи, имеющие коррекционную и развивающую направленность.
Т. е. в работе с детьми патопсихолог должен сочетать собственно психологические функции с
педагогическими.
Специфику задач, решаемых педагогом-психологом в детском отделении психиатрического
стационара, раскрыл В. А. Худик /21/. Он справедливо отмечает, что работа педагога-психолога не
должна сводиться лишь к установлению степени выраженности нарушений психической деятельности
или умственного дефекта, чего от него нередко требуют врачи. В условиях детского психиатрического
стационара педагог-психолог, оказывая помощь врачам и другим специалистам (педагогам в первую
очередь), является вовлеченным в различные виды деятельности, такие, как диагностическая работа,
лечебная работа, воспитательно-педагогическая и реабилитационная работа.
Таким образом, перед педагогом-психологом, работающим с детским контингентом, стоят
следующие задачи.
1. Изучение жизненного пути ребенка, страдающего психическим заболеванием, условий его
воспитания и обучения в семье, образовательном учреждении.
2. Экспериментально-психологическое исследование познавательной и личностной сферы детей
в целях установления степени выраженности психического дефекта при различных заболеваниях.
3. Получение параклинических патопсихологических данных, важных в решении вопросов
дифференциальной диагностики психических расстройств при различных нозологиях.
4. Лонгитюдинальное экспериментально-психологическое исследование на различных этапах
лечения в целях выявления эффективности терапии и обратимости психопатологической симптоматики.
5. Экпериментально-психологическое исследование уровня психического развития ребенка для
решения вопросов психолого-медико-педагогической консультации (ПМПК).
6. Определение комплекса воспитательно-педагогических, психокоррекционных мероприятий с
учетом специфики болезни и возможностей дальнейшего обучения ребенка в условиях массовой или
специальной (коррекционной) школ.
7. Участие в решении вопросов социальной реадаптации выздоравливающих детей в обществе.
8. Оказание консультативной помощи семьям по воспитанию и обучению детей, имеющих
психические нарушения, выбору оптимальных образовательных программ, личностному и
профессиональному самоопределению.
Надо отметить, что роли педагога-психолога в решении вопросов социальной психиатрии в
последнее время уделяется все больше внимания. По мнению В. А. Худика, именно психолог может дать
совет врачу о необходимых реабилитационных мероприятиях, которые наиболее эффективны для того
или иного ребенка, с учетом социальной ситуации его развития, познавательных и личностных
особенностей. Результаты патопсихологического исследования представляют существенный интерес в
прогностическом отношении для родных и близких, педагогов, так как возвращение ребенка в прежнюю
среду нередко провоцирует рецидивы личностных аномалий или болезненной симптоматики, а поэтому
это требует перестройки всей системы отношений «ребенок — родитель», «ребенок — педагог».
Таким образом, деятельность педагога-психолога в детском психиатрическом стационаре имеет
большое значение не только для решения общих со «взрослой» психиатрией вопросов, таких, как помощь
в постановке клинического диагноза, решение вопросов экспертизы, исследование динамики
психического статуса в течение болезни и ходе терапии. Она играет существенную роль в решении
проблем психогигиены и психопрофилактики, построении адекватного учебно-воспитательного
процесса, основанного на актуальных и потенциальных уровнях развития познавательной и личностной
сферы ребенка.
1.7. Возможность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-
Hosted by uCoz