Navigation bar
  Print document Start Previous page
 179 of 234 
Next page End  

психолога
Все вышеописанные практические задачи имеют непосредственное отношение к деятельности
профессионального клинического психолога в условиях психиатрической клиники. Для него знание
теоретических и практических аспектов патопсихологии является профессионально значимым. Однако
встает вопрос о необходимости изучения патопсихологии будущими педагогами-психологами, которые
должны работать, в первую очередь, в системе образования, а не в здравоохранении. Возможность и
необходимость использования патопсихологического подхода в решении некоторых задач, стоящих
перед педагогами-психологами, очевидна. Это обусловлено тем, что распространенность психических
расстройств, особенно их пограничных форм, во всем мире и в России неуклонно возрастает как среди
взрослого, так и среди детского населения. Поэтому вероятность того, что ребенок, страдающий каким-
либо психическим расстройством, окажется учеником или воспитанником того или иного
образовательного учреждения, достаточно велика. Тем более что наличие психического заболевания
(даже выраженного) не является основанием для запрета на пребывание в них. Поэтому педагог-
психолог, работающий в ДОУ, школе, детском доме и т. п., должен быть готов и теоретически, и
практически к работе с детьми, имеющими те или иные нарушения психики.
В чем суть и каковы возможности патопсихологического подхода, реализуемого в деятельности
педагога-психолога? В настоящий момент в практической работе педагогов-психологов предпочтение
отдается психодиагностическому подходу, в рамках которого основной упор делается на определение
показателей развития тех или иных психических функций, выявление уровня успешности выполнения
деятельности в сопоставлении с требованиями среды и возрастными нормами. При этом анализу
подвергаются объективно измеряемые характеристики, в качестве одной из которых выступает, в
первую очередь, результат деятельности. Критериями успешности, например, служат количество
правильно выполняемых тестовых заданий, продолжительность затраченного на работу времени,
наличие или отсутствие ошибок и т. п. При таком подходе можно успешно решать задачи сравнения
детей по различным показателям психического развития, можно выделять группы детей, различающиеся
по уровню развития памяти, интеллекта, внимания, самооценки и т. д. Так, можно выделить отдельных
детей или их группу с низкими, не соответствующими норме показателями. Но такой сравнительный
анализ не дает ответа на вопрос о причинах, механизмах обнаруживаемых отклонений и нарушений.
Стоящая же перед педагогом-психологом задача оказания действенной коррекционно-развивающей
помощи детям с проблемами в развитии требует как раз не просто констатации факта нарушения, а
знания закономерностей и механизмов этого нарушения. Поэтому именно патопсихологический подход,
который в отличие от психодиагностического предполагает анализ всей психической деятельности
детей, а не только ее результата, оказывается наиболее действенным в данной ситуации.
Объектом патопсихологического исследования в системе образования могут выступать дети, или
уже имеющие психиатрический диагноз, или относящиеся к так называемой «группе риска», т. е. дети со
стойкими нарушениями поведения, с низкими показателями успешности учебной деятельности, с не
соответствующими возрасту показателями развития. Как известно, причины труднообучаемости и
трудновоспитуемости могут быть различными. И. В. Дубровина /17/ указывала на наличие трех уровней
проблем, стоящих за трудностями в обучении и воспитании детей.
1. Проблемы, связанные с недостаточным учетом в педагогическом процессе возрастных и
индивидуально-типологических особенностей детей. Эти проблемы во многом снимаются средствами
психопрофилактики и психологического просвещения педагогов и родителей.
2. Проблемы, обусловленные наличием неблагоприятных вариантов личностного развития
детей. К ним относятся, в первую очередь, нарушения в развитии самосознания детей, нарушения
формирования системы отношений, не выходящие на уровень нарушения психического здоровья.
Довольно часто также встречаются специфические проявления социальной дезадаптации, в основе
которых лежат различные типы акцентуаций характера и темперамента. В этих случаях речь идет не о
психических расстройствах, требующих специального медицинского вмешательства, а о личностных
проблемах, в разрешении которых основная роль отводится методам психокоррекции и личностно-
ориентированной психотерапии.
3. Проблемы, связанные с нарушением психического здоровья детей, т. е. с наличием различных
Hosted by uCoz