Navigation bar
  Print document Start Previous page
 180 of 234 
Next page End  

проявлений психических расстройств (психических болезней и психических аномалий). В этом случае
усилий только педагогов и психологов для преодоления негативных последствий этих нарушений
недостаточно. Так как в данном случае в основе нарушений психического развития, трудностей в
обучении и воспитании лежит болезнь, то такие дети нуждаются в комплексной медико-психолого-
педагогической помощи. Задачи педагога-психолога в такой ситуации могут решаться только с позиций
качественного патопсихологического подхода и являются идентичными ранее описанным задачам,
которые решает детский патопсихолог в клинике.
Выделение этих трех уровней профессиональных проблем, решаемых педагогом-психологом,
позволяет специалисту сориентироваться и выбрать адекватные методы психологической помощи. Но в
основе такой ориентировки должно лежать отграничение признаков болезни от проявлений
возрастных, индивидуально-типологических или личностных особенностей. Поэтому любой психолог
должен иметь представление о признаках психических расстройств. Н. Л. Белопольская, проведя
длительные наблюдения за людьми, страдающими различными психическими заболеваниями,
выделила три психологических критерия, которые помогают различать нормальное и аномальное
состояния психики. Опираясь на эти критерии, нельзя поставить клинический диагноз (перед
психологом такая задача и не стоит), однако можно ставить вопрос об отклонении от нормы.
Первый критерий — это неадекватность,
которая может проявляться в эмоциональных
реакциях, поступках, поведении в целом, в речевых высказываниях, мимике и жестах. Под
адекватностью здесь понимается не соответствие или несоответствие поведения социальным нормам, а
наличие понятных, объяснимых причин психических реакций. Например, эмоциональная реакция
человека на какое либо событие его жизни будет адекватна, если ее характер и мера выраженности
соответствуют значимости этого события (получив хорошую или плохую отметку за учебное задание,
ребенок или радуется, или огорчается в большей или меньшей степени, в зависимости от значимости
этой отметки для него). Слишком же выраженная реакция или ее отсутствие являются неадекватными.
Понятно, когда младший школьник, еще не вполне контролирующий свои эмоции, может горько
расплакаться из-за полученной двойки. Но если слезы не удается унять слишком долго, несмотря на все
усилия, или если из-за двойки неудержимо рыдает взрослый человек, то такое поведение трудно назвать
адекватным.
Второй критерий —
критичность,
которая может быть снижена или вовсе отсутствовать у
человека по отношению к своим поступкам, к своему физическому или психическому состоянию, своему
поведению, высказываниям, результатам деятельности. Критичность может выражаться и в понимании
того, что действия или реакции были неправильными, неадекватными, и в способности слушать и
воспринимать мнения других людей на свой счет (говорящих, например, о возможном наличии болезни
и необходимости в связи с этим показаться врачу). Часто на ранних этапах развития болезни критика
сохранна, поэтому человека волнуют или пугают проявляющиеся у него симптомы заболевания, он даже
пытается с ними бороться. По мере развития и утяжеления заболевания критичность снижается вплоть
до полного ее отсутствия. В таких случаях больные могут говорить абсурдные вещи, совершать
совершенно неадекватные поступки и не видеть в этом ничего особенного, при этом не воспринимают
ничьих доводов. Ярким примером этого являются больные с дисморфофобией (страхом перед своей
внешностью), которые не могут согласиться с мнением специалистов о том, что их внешность вполне
привлекательна. Полное отсутствие критики и поэтому некорригируемость нарушений наблюдается при
бредовых расстройствах мышления.
Третий критерий —
непродуктивность деятельности.
В этом случае человек не нацелен на
конечный результат своей деятельности. Ему интересен только сам процесс (человек целыми днями
рисует картины, но никому их не показывает, теряет). Сама деятельность в этом случае не имеет смысла,
и результат, продукт никому, иногда даже самому больному, не интересен и не нужен. Другой вариант
непродуктивности заключается в том, что конкретная деятельность подменяется разговорами о ней,
планированием и обещаниями, но дальше этого дело не идет. Например, больной алкоголизмом в
минуты просветления начинает активно рассуждать о необходимости лечения, просит знакомых найти
ему хорошего специалиста, назначает точную дату похода к врачу, рассуждает о том, как он будет хорошо
и правильно жить после выздоровления. Но когда наступает момент реализации этих планов, он
находит всевозможные причины, объясняющие и оправдывающие невозможность воплощения их в
Hosted by uCoz