Navigation bar
  Print document Start Previous page
 181 of 234 
Next page End  

жизнь, причем это может длиться годами.
По данным Н. Л. Белопольской, наличие одного из перечисленных критериев может служить
основой для профессионального наблюдения за человеком и возможного предупреждения развития
психического заболевания. Наличие двух, а тем более трех особенностей свидетельствует о
необходимости проведения экспериментального патопсихологического исследования и консультации
врача /15/.
Знание этих трех психологических критериев психических расстройств позволяет педагогам и
психологам правильно ориентироваться в уровне проблем, стоящих перед ними, дает возможность
своевременно решить вопрос о целесообразности обращения к специалисту-медику. Умение выявлять
признаки психического расстройства является важным как для
педагогов и психологов, так и для
родителей. К сожалению, очень часто педагоги и родители пользуются житейскими представлениями о
проявлениях психических болезней, подразумевая под проявлениями психической «ненормальности»
любые случаи отклоняющегося от общепринятых норм поведения или развития. Здесь возможны два
крайних варианта:
1. Родители и педагоги видят проявления болезни в любых случаях нетипичного,
отклоняющегося, по их мнению, поведения, даже обусловленного возрастными или индивидуально-
типологическими особенностями. Поэтому все возникающие проблемы считают необходимым решать
при помощи медицинского вмешательства, нецелесообразного в такой ситуации. Например, родители
могут обратиться к врачу с просьбой о лечении в случае резких изменений поведения своего ребенка в
переходном подростковом возрасте, не имея представлений о закономерностях возрастных изменений в
кризисные периоды.
2. Родители или педагоги, не понимая болезненной природы появившихся поведенческих
изменений, ошибочно принимают их за проявления дурного характера, распущенности и т. п.
Например, у ребенка начинают проявляться признаки так называемого «школьного невроза», а родители
считают, что проблема заключается в лености ребенка, его нежелании учиться. В этом случае
основными средствами оказания помощи ребенку признаются педагогические меры воздействия,
неэффективные в данный момент.
Поэтому для избежания довольно распространенных ошибок гиподиагностики или
гипердиагностики, осуществляемой не специалистами-медиками, знание основ патопсихологии (и
психопатологии) является обязательным для любого представителя педагогических профессий, для
педагогов-психологов и желательным для родителей.
1.8. Дизонтогенетический подход к исследованию нарушений психики в детском возрасте
1.8.1. Понятие о психическом дизонтогенезе
Говоря об особенностях исследования нарушений психики в детском возрасте и о специфических
задачах, решаемых в этой области, еще раз необходимо подчеркнуть, что в центре внимания
патопсихолога обычно стоит вопрос о психологической квалификации основных психических
расстройств, их структуры и выраженности. Как отмечает В. В. Лебединский, в этой части исследования
задачи детского патопсихолога практически такие же, что и патопсихолога, изучающего взрослых
больных. Однако в отношении детского возраста патопсихологическая оценка психических нарушений
не может быть полноценной, если она не учитывает также и отклонений от стадии возрастного
развития, на которой находится больной ребенок. Другими словами, к исследованию нарушений
детской психики необходимо подходить с позиций психического дизонтогенеза, вызванного
болезненным процессом или его последствиями.
Понятие «дизонтогенеза», вернее «дизонтогении», было впервые введено в обиход
клиницистами (Швальбе, 1927) в связи с запросами новой самостоятельной отрасли психиатрии —
детской психиатрии. Детские психиатры, говоря о неправомерности отождествления психических
заболеваний детского и взрослого возраста, стали все больше значения придавать роли возраста, а также
симптомам, обусловленным аномальным развитием в условиях болезни. Под дизонтогенезом
(дизонтогениями) принято понимать различные формы нарушений онтогенеза, включая и
Hosted by uCoz