Navigation bar
  Print document Start Previous page
 187 of 234 
Next page End  

обычно решается?
4. В чем сходство и различие задач, решаемых в детской патопсихологии и в
патопсихологическом исследовании взрослых?
5. В чем сущность применения патопсихологического подхода в деятельности педагога-
психолога, работающего в системе образования?
6. Какие критерии психического расстройства выделяет Н. М. Белопольская?
7. Какую роль сыграли культурно-историческая концепция Л. С. Выготского и теория
деятельности А. Н. Леонтьева в становлении и развитии патопсихологии?
8. Какое значение играют патопсихологические исследования в решении проблемы соотношения
биологического и психологического в развитии человека?
9. Что такое психический дизонтогенез, каковы его основные клинические типы?
10. Какие патопсихологические параметры психического дизонтогенеза выделил В. В.
Лебединский?
11. Назовите основные варианты психического дизонтогенеза по В. В. Лебединскому.
12. Моделью какого варианта психического дизонтогенеза является синдром раннего детского
аутизма?
13. Что такое асинхрония психического развития?
14. Что такое первичный и вторичный дефект? Каково соотношение между первичным и
вторичными дефектами?
15. К какому параметру психического дизонтогенеза относится явление патологической
фиксации, и в чем его сущность?
Раздел 2. Методы патопсихологического исследования
2.1. Общая характеристика методов патопсихологического исследования
Патопсихология, как и любая другая отрасль психологии, опирается на систему методов,
сложившуюся в современной психологической науке. Однако характер стоящих перед ней задач и
особенности предмета исследования определяют специфику выбора используемых методов и методик,
технологии их применения. Патопсихологическое исследование является комплексным, так как его
целью является выявление не отдельных компонентов, а целостной структуры психической
деятельности психически больных людей. Основным методом патопсихологии, по мнению
отечественных патопсихологов (Б. В. Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, В. В. Лебединский и др.), является
эксперимент, а в качестве дополнительных используются наблюдение, беседа, анализ продуктов
деятельности, анализ истории жизни заболевшего человека (анализ анамнестических сведений),
сопоставление экспериментальных данных с историей жизни. В последнее время в патопсихологии
(вернее, клинической психологии) активно используются психодиагностические методы и методики
(тесты, проективные, опросные). О правомерности и возможности использования
психодиагностических приемов в патопсихологическом исследовании в дальнейшем будет сказано
особо.
Сущность патопсихологического эксперимента, как и любого другого психологического
эксперимента, заключается в искусственном создании условий, выявляющих те или иные особенности
психической деятельности человека. Преимущества эксперимента перед наблюдением заключаются в
том, что изучаемое явление специально создается или вызывается, поэтому оно может многократно
наблюдаться и объективно регистрироваться в специально созданных варьирующихся условиях. С. Я.
Рубинштейн указывала, что именно благодаря эксперименту причина явления отделяется от условий, в
которых оно развивается, становятся известными условия, усиливающие, ослабляющие или
уничтожающие данное явление, т. е. становится возможным познание самой сущности явления.
Поэтому экспериментальный метод должен играть ведущую роль в исследовании патологии психики,
так как он позволяет перейти от описания психопатологических явлений к анализу их причин и
механизмов /18/.
Hosted by uCoz