Navigation bar
  Print document Start Previous page
 192 of 234 
Next page End  

опоры на них в психокоррекционной работе.
2.3. Беседа и наблюдение в структуре патопсихологического эксперимента
Ранее отмечалось, что патопсихологическое исследование носит комплексный характер и наряду
с основным экспериментальным методов включает в себя проведение беседы с больным и наблюдение
за его поведением во время исследования.
Беседа, являясь одним из методов научного познания, представляет собой получение
информации на основе вербальной (словесной) коммуникации /9/. Клиническая или направленная
беседа широко используется в клинической практике, являясь одним из диагностических методов. В
используемой в патопсихологическом исследовании беседе (или беседе с больным испытуемым)
выделяют две части. Первая часть — это беседа в узком смысле слова. В данном случае
экспериментатор беседует, разговаривает с больным, не проводя никакого эксперимента. Вторая часть
беседы — это беседа во время эксперимента.
Беседа в узком смысле слова не может быть проведена «вообще». Она носит клинический
характер, т. е. всегда должна иметь цель, зависящую от поставленной задачи. Как правило, в клинике
задача ставится перед психологом лечащим врачом. Возможные варианты задач, которые ставит перед
патопсихологом врач, нами были описаны ранее. Это задача дифференциальной диагностики, или
получения данных, важных для принятия экспертного решения, или задача определения влияния
психофармакологических средств на психический статус больного и т. п. Соответственно конкретной
практической задаче психолог выбирает стратегию своих действий и беседы. Например, врач просит
посмотреть экспертного больного с целью выявления степени его интеллектуального и личностного
снижения либо выявления признаков установочного поведения. Тогда беседа должна строиться таким
образом, чтобы выявить значимые в диагностическом плане особенности психики и личности больного.
Другими словами, клиническая беседа всегда имеет диагностическую направленность. Иногда врач (как
правило, не очень опытный врач) не может четко сформулировать конкретную задачу, а просто просит
психолога посмотреть «очень сложного больного». В этом случае сам патопсихолог на основе
тщательного изучения истории болезни должен понять, какая перед ним стоит задача и с какой целью он
должен проводить беседу с больным. С такой же проблемой сталкивается педагог-психолог,
проводящий патопсихологическое обследование ребенка вне стен психиатрического стационара по
запросу педагогов и родителей.
Содержание задаваемых вопросов должно соответствовать стоящей перед психологом задаче.
Причем вопросы, которые задает патопсихолог, не должны носить сугубо клинический характер, т. е. не
должны быть направлены на выявление признаков болезненного состояния. Оценка клинической
картины нарушения входит в функции врача, а не психолога. Поэтому в беседе психолог должен
получить психологическую информацию, касающуюся особенностей познавательной деятельности
(памяти, мышления, внимания, речи). Целесообразно также включать в беседу вопросы, позволяющие
определить особенности ориентировки в месте, времени, собственной личности, характеризующие
состояние сознания на момент обследования.
Беседа, проводимая с детьми, должна помимо этого давать общее представление об уровне
интеллектуального развития, о соответствии этого уровня возрасту ребенка. Особое внимание в беседе с
детьми стоит уделять вопросам, касающимся особенностей и мотивов поведения, отношения к семье и
школе, интересов, склонностей, затруднений в учебе, характеру взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми, отношения к своему дефекту, ситуации обследования. Впрочем, аналогичные вопросы
важны и в беседе со взрослыми испытуемыми, так как ответы на них позволяют получить
первоначальное представление о личности испытуемого и системе его отношений.
Кроме диагностической функции, связанной с получением информации об особенностях
психической деятельности и личности больного, беседа выполняет еще и «настроечную»
(психокоррекционную и психотерапевтическую) функцию. От отношения испытуемого к ситуации
обследования, от его мотивации, настройки на работу и сотрудничество с экспериментатором, от его
эмоционального состояния во многом зависит результат и процесс дальнейшего экспериментального
исследования.
Hosted by uCoz