Navigation bar
  Print document Start Previous page
 193 of 234 
Next page End  

Как уже отмечалось, многими испытуемыми ситуация обследования воспринимается как
экспертная (а в ряде случаев она таковой и является), т. е. ситуация, в ходе которой интеллект и
личность обследуемого подвергнутся определенной оценке. Любая экспертная ситуация должна
вызывать у человека определенный эмоциональный отклик, и это естественно. Однако, если вызванные
такой ситуацией волнение, тревога, желание произвести благоприятное впечатление (или страх
произвести неблагоприятное) приобретают гипертрофированный характер, то такая реакция может
привести к нарушению или торможению деятельности испытуемого. Неадекватной является и
противоположная реакция на экспериментальную ситуацию — когда больной безразлично,
незаинтересованно относится к предстоящей работе. Кроме того, у некоторых больных имеется личный
негативный опыт участия в патопсихологическом исследовании, поэтому они могут испытывать
негативное отношение к взаимодействию с психологом и дальнейшей работе. Другие испытуемые,
обладая низкой самооценкой, не верят в свои силы и поэтому боятся проявить себя в деятельности,
заведомо ожидая неуспеха.
Как известно, наибольшей продуктивности в работе можно добиться при оптимальном уровне
мотивации, а ее слишком высокий или слишком низкий уровень дезорганизуют деятельность. Так как в
патопсихологическом исследовании стоит задача не просто констатировать недостаточность, наличие
нарушений психической деятельности, а выявить потенциальные, компенсаторные, сохранные стороны
ее, то неадекватное отношение к проводимому исследованию должно быть скорректировано.
С этой целью во время беседы психолог должен затратить определенные усилия на создание
позитивной установки у больного на дальнейшую деятельность, на сотрудничество. Одних испытуемых,
относящихся к обследованию несерьезно, пренебрежительно, надо убедить в его значимости в плане
лечения, перспективы выписки, принятия экспертного заключения и т. п. У других испытуемых
необходимо снять страх перед обследованием, убедить их в принципиальной возможности выполнения
предлагаемых заданий, внушить им уверенность в своих силах. Таким образом, в ходе беседы создается
определенный настрой на дальнейшую деятельность, корректируются неадекватные установки
испытуемых.
Вопрос о том, когда проводить беседу, не имеет однозначного ответа. Это зависит и от того,
какая задача стоит перед психологом, проводящим беседу, и от характера заболевания, и от состояния
испытуемого во время обследования. Обычно беседа проводится до начала экспериментальной работы,
предваряет выполнение экспериментальных заданий, так как помимо диагностической функции
выполняет еще и установочную, психокоррекционную или психотерапевтическую функции. Однако,
если беседа проводится с больным, находящимся в подавленном эмоциональном состоянии, или с
больным, неохотно вступающим в контакт из-за речевой заторможенности, из страха перед экспертной
ситуацией (а ситуация патопсихологического обследования многими больными воспринимается как
экспертная, оценочная), то целесообразнее провести ее после выполнения экспериментальных заданий.
Иногда можно «вклинить» собственно беседу между выполнением отдельных экспериментальных
заданий, если в ходе общения, возникшего по поводу выполнения заданий (при такой ситуации лучше
начинать работу с невербальных заданий, вызывающий интерес у испытуемого), удалось установить
продуктивный контакт. Иногда беседу с больным целесообразно проводить и до и после
экспериментального исследования.
Рассмотрев вопросы, о чем и когда психолог должен вести беседу с больным, осталось ответить
на самый трудный — как он должен осуществлять эту беседу. Патопсихологическое исследование
вообще, и беседа в частности, как уже отмечалось ранее, не являются жестко алгоритмизированными, а
должны гибко следовать логике развития взаимоотношений между психологом и испытуемым. Поэтому
нет и быть не может единой для всех унифицированной схемы беседы (хотя многие начинающие
исследователи стремятся найти в литературе и использовать именно такие варианты). Беседа
предъявляет особые требования не только к теоретической и практической подготовке психолога, но и к
его личностным качествам, в первую очередь к коммуникативным способностям.
Вместе с тем можно дать ряд общих рекомендаций, позволяющих построить беседу продуктивно
и грамотно:
1. Так как беседа с больным носит клинический характер, то она должна быть построена в
соответствии с принципами и технологией клинического интервью, применяемого в психологическом
Hosted by uCoz