Navigation bar
  Print document Start Previous page
 196 of 234 
Next page End  

исследования. Выделение этих этапов имеет условный характер, так как только все вместе они могут
реализовать исследовательскую деятельность. Однако на каждом из выделяемых этапов патопсихолог
выполняет различные действия в различных условиях.
2.4.1. Подготовка экспериментального исследования
Подготовительный этап проводится до непосредственной встречи психолога с будущим
испытуемым. Целью данного этапа является планирование будущего эмпирического исследования. С
этой целью психолог решает две взаимосвязанные задачи: 1) построение программы (схемы)
исследования и 2) получение предварительных данных о будущем испытуемом.
Подготовка программы исследования включает в себя постановку цели исследования,
определение его конкретных задач, подбор адекватного этим задачам методического инструментария и
выработку рабочей гипотезы о возможном характере нарушения психической деятельности больного,
которая и будет подвергнута эпмирической проверке.
Цель исследования в условиях клиники, как отмечалось ранее, обычно определяет врач. Цель
каждого конкретного исследования связана с одной из практических задач, которые призвано решать
патопсихологическое исследование (задача постановки дифференциального диагноза, выявления
степени нарушения психических функций, другие экспертные задачи, задача определения характера
изменений психики в процессе проводимого лечения и т. п.).
В условиях образовательного учреждения цель исследования выдвигает сам психолог, исходя из
анализа той проблемы, с которой к нему обратились педагоги или родители, по сути являющиеся
заказчиками на проведение обследования ребенка. Как правило, это проблемы труднообучаемости и
систематических нарушений поведения, за которыми усматриваются возможности наличия психических
отклонений. В данном случае целью исследования, проводимого с позиций патопсихологического
подхода, будет выявление наличия (или отсутствия) нарушений психической деятельности и личности
«проблемного» ребенка и квалификация обнаруженного патопсихологического синдрома.
Конкретные задачи патопсихологического исследования определяются на основе поставленной
цели и с учетом рабочей гипотезы о возможном характере нарушения. В задачах отражается
необходимость всестороннего экспериментального исследования всех проявлений познавательной
деятельности и личности больного (испытуемого): исследование его восприятия, мнестической
деятельности, мышления, умственной работоспособности и внимания, особенностей самосознания,
уровня притязаний, аффективной сферы, системы отношений личности и т. п. При исследовании детей
с подозрением на нарушение интеллекта обязательно ставится задача выявления уровня обучаемости
(так как обучаемость является одним из дифференциально-диагностических критериев, позволяющих
отграничивать интеллектуальное недоразвитие от других вариантов нарушения интеллектуального
развития: ЗПР, педагогической запущенности).
Правила подбора патопсихологических методик
Выбор конкретных методик не может быть случайным, он также определяется целью
исследования и характером поставленных задач.
Как известно, методики, применяемые в психологическом исследовании, могут быть разделены
на количественные и качественные, вербальные и невербальные. Кроме того, методики различаются по
направленности: методики для исследования восприятия, памяти, мышления, внимания, личности и т.
п. Однако в отношении патопсихологических методик такое деление носит условный характер.
Так как основным принципом патопсихологического исследования является принцип
качественного анализа психической деятельности, то приоритет в таком исследовании отдается
качественным методикам. Однако любая методика, направленная на выявление качественных
закономерностей психической деятельности больных, в большинстве случаев доступна
количественному описанию результатов и статистической обработке. Использование в
патопсихологическом исследовании количественных (психометрических) методик, служащих для
измерения тех или иных психических функций, возможно, но только лишь при условии проведения
Hosted by uCoz