Navigation bar
  Print document Start Previous page
 202 of 234 
Next page End  

содержания задания. С. Я. Рубинштейн разработана общая для большинства методик форма протокола.
Протокол должен включать в себя не менее трех граф: в левой графе записываются действия
экспериментатора в соответствии с содержанием задания (этапы задания, реплики, вопросы и
замечания экспериментатора). В средней графе фиксируются действия больного, а в правой — устные
высказывания, ответы и пояснения больного. Данная схема не является универсальной, для каждой
методики существует своя форма протокола. Но в любом случае в протоколе должны быть отражены не
только объективные результаты выполненного задания (правильно или неправильно выполнено
задание, сколько времени потратил испытуемых на его выполнение и т. п.). Не менее важно
зафиксировать в протоколе запись устных объяснений больного, запись помощи, которую ему оказывал
экспериментатор (вопросы, критические замечания, прямые разъяснения), и то, как больной принимает
эту помощь (сразу спохватывается и исправляет ошибки, оспаривает возражения, безразлично относится
к замечаниям и не исправляет ошибок) /18/.
Все данные, грамотно и тщательно зафиксированные в протоколе, позволяют психологу в
дальнейшем осуществить качественный анализ полученных результатов, объективнее подойти к
постановке психологического диагноза (квалификации патопсихологического синдрома) на
заключительном этапе исследования.
2.4.3. Анализ и интерпретация данных экспериментально-психологического исследования
Заключительный этап исследования — анализ полученных эмпирических фактов, их обобщение
и интерпретация является очень важным и нередко очень трудным (особенно для
начинающего
исследователя). Анализу подвергаются все эмпирические данные, полученные психологом во время
проведения исследования: данные беседы, наблюдения и, естественно, результаты выполнения всех
экспериментальных проб.
Анализ результатов исследования требует не только квалификации отдельных симптомов
нарушения психических функций, в качестве которых выступают качественные характеристики
нарушения протекания познавательной деятельности и различных сторон личности (например,
выявление снижения или искажения процесса обобщения, нарушения динамики умственной
деятельности, нарушения ее мотивационного компонента, нарушения опосредованной или
кратковременной памяти и т. п.). Перед психологом стоит задача обобщить все данные и выделить
основные нарушений психической деятельности в целом. Другими словами, анализ экспериментальных
данных должен протекать аналогично клиническому анализу — от симптома к синдрому /22/.
Надо отметить, что для достоверной квалификации патопсихологических симптомов и
синдромов необходимо анализировать не только данные отдельных методик, но и объективно
оценивать всю экспериментальную ситуацию в целом. При интерпретации экспериментальных данных
необходимо обращать внимание на:
1) отношение испытуемого к эксперименту, которое находится в зависимости от его состояния;
2) особенности взаимодействия испытуемого и экспериментатора;
3) характер отношения испытуемого к инструкциям эксперимента;
4) особенности проведения каждой отдельной экспериментальной пробы (здесь важны как
количественные показатели работы, так и качество выполняемой деятельности);
5) отношение к совершаемым ошибкам, возможность поиска путей их коррекции самим
испытуемым;
6) восприимчивость испытуемого к оказываемой помощи и др.
Правильно разобраться в этих вопросах возможно только в том случае, если оценки результатов
по отдельным методикам сопоставлять с оценкой целостного контекста всех проб. Важно также не
только выявить структуру нарушений психической деятельности больного, но и определить сохранные
функции и компенсаторные возможности.
В. М. Астапов /1/ также выделяет ряд последовательных этапов, через которые проходит процесс
анализа и интерпретации результатов исследования:
— обобщение всех экспериментальных данных, характеризующих состояние испытуемого во
время эксперимента, так как от этого состояния во многом зависят процесс и результаты деятельности,
Hosted by uCoz