Navigation bar
  Print document Start Previous page
 204 of 234 
Next page End  

проведения обследования.
Основная часть заключения должна содержать сведения о характере познавательной
деятельности испытуемого, т. е. об обнаруженных при исследовании особенностях мышления, памяти,
внимания, темпа его сенсомоторных реакций, наличия или отсутствия признаков повышенной
истощаемости. Обязательно описываются особенности личностно-эмоциональной сферы, выявленные
в исследовании. Иногда не меньшую роль играет констатация отсутствия у обследуемого тех или иных
психических расстройств. Например, если при обследовании не обнаруживаются характерные для
шизофрении нарушения мышления и личностно-аффективные изменения, то это значимо для
проведения дифференциальной диагностики между неврозом и неврозоподобной шизофренией.
Надо отметить, что заключение ни в коем случае не должно быть простым перечнем
выполненных заданий. Нельзя ограничиваться только оценкой выполнения или невыполнения тех или
иных методик. На основе анализа экспериментальных данных необходимо выделить ведущие
патопсихологические особенности, а конкретные данные из протоколов могут быть использованы в
качестве иллюстраций, подтверждающих квалификацию нарушения.
В конце заключения резюмируются наиболее важные данные, полученные при исследовании,
характеризующие особенности нарушения психической деятельности и личности испытуемого, т. е.
дается аргументированная квалификация патопсихологического синдрома.
Контрольные вопросы
1. Какой метод является основным в патопсихологическом исследовании?
2. Какие принципы проведения патопсихологического экспериментального исследования
выделила Б. В. Зейгарник?
3. Какой из принципов патопсихологического исследования является основным?
4. Какие функции выполняет беседа с больным (клиническая беседа) в патопсихологическом
исследовании?
5. Какую роль играет наблюдение в получении диагностически значимых данных?
6. Что понимают под анамнезом в клинике и психологии?
7. Охарактеризуйте принципы подбора патопсихологических методик.
8. Как влияет цель исследования на выбор конкретных патопсихологических методик?
9. Какие задачи решает патопсихолог на подготовительном этапе исследования?
10. В чем сущность метода анализа продуктов деятельности, применяемого в детской
патопсихологии?
11. Является ли патопсихологическое экспериментальное исследование стандартизированным?
Какова общая схема его проведения?
12. Опишите структуру протоколов, применяемых в патопсихологии.
13. Как влияет наличие установочного поведения на порядок предъявления экспериментальных
методик?
14. Какие этапы проведения анализа эмпирических данных выделил В. М. Астапов?
15. Какую структуру имеет патопсихологическое заключение?
Раздел 3. Патопсихологический подход к исследованию нарушений психической
деятельности и личности при психических расстройствах
3.1. Нарушения восприятия
В патопсихологии так же, как и в психопатологии, изучаются различные формы нарушения
восприятия, но акцент делается не на описании отдельных симптомов и синдромов, не на выявлении
их нозологической принадлежности, а на вскрытии их психологических механизмов и закономерностей
формирования. Еще раз необходимо отметить, что патопсихологическому анализу подвергается не
столько функция восприятия, сколько целостная перцептивная деятельность, имеющая сложную
Hosted by uCoz