Navigation bar
  Print document Start Previous page
 207 of 234 
Next page End  

важных патогенетических условий формирования галлюцинаций является затрудненность
прислушивания и распознавания звуков. Этот вывод подтверждают и обнаруживающиеся у психически
здоровых людей факты возникновения галлюцинаций при определенных условиях: 1) условиях
сенсорной депривации (например, в барокамере); 2) условиях изоляции (у заключенных в одиночных
камерах иногда возникали слуховые галлюцинации); 3) у слабовидящих и слабослышащих (но не у
слепых и глухих). Т. е. условия, затрудняющие прислушивание, приглядывание, вызывающие усиленную
ориентировочную деятельность анализаторов, способствуют возникновению галлюцинаций.
На основе проведенных экспериментов автор приходит к выводу, что неправомерно
рассматривать галлюцинации как образы, возникающие без какого-либо внешнего или внутреннего
раздражителя. Различные раздражители способны возбудить содержание галлюцинаторного образа
через сложную цепь ассоциаций, промежуточные звенья которой могут ускользать от отчета. Связь
образа с наличным раздражителем трудно проследить, так как она часто маскируется, но она существует.
Таким образом, изменение деятельности внешних и внутренних анализаторов, наличие
подпороговых (не осознаваемых больным) раздражителей, вызывающих перегрузку этих анализаторов,
играет большую роль в патогенезе галлюцинаций.
3.1.4. Исследование нарушений мотивационного компонента перцептивной деятельности
Исследование нарушений восприятия с точки зрения психологии было бы неполным, если не
обращать внимания на роль личностного компонента в их возникновении. С. Л. Рубинштейн указывала
на то, что «в восприятии отражается вся многообразная жизнь личности», а при изменении личностного
отношения изменяется и перцептивная деятельность.
В отечественной психологии, вслед за А. Н. Леонтьевым, который считал, что основной
характеристикой человеческой психики является ее пристрастность, сложилось мнение о
смыслообразующей роли мотивации в процессе восприятия. Поэтому Е. Т. Соколовой было выдвинуто
предположение, что процесс восприятия не только строится различно в зависимости от того, какие
мотивы будут порождать и направлять деятельность испытуемых, но и можно ожидать разную структуру
перцептивной деятельности у здоровых и больных людей, у которых клиника диагностирует те или
иные изменения личности.
Для проверки этого предположения было проведено экспериментальное исследование, целью
которого было: 1) показать зависимость восприятия от характера мотивации экспериментальной
деятельности; 2) выявить особенности восприятия, связанные с нарушением смыслообразующей
функции мотива.
В эксперименте участвовали три группы испытуемых: здоровые испытуемые, больные
эпилепсией и больные шизофренией, у которых по данным истории болезни на первый план выступали
личностные расстройства.
Эксперимент состоял в предъявлении сложных сюжетных картинок (например, мать купает
ребенка) и картинок с неясными сюжетами (например, пятна Роршаха) в условиях разной мотивации.
Мотивация создавалась как разной степенью неопределенности изображений, так и с помощью
изменения инструкций. Неопределенность перцептивного материала выступала непосредственным
побудителем деятельности, роль смыслообразующего мотива играла инструкция.
Эксперимент включал три варианта исследования. В варианте А картинки предъявлялись с
«глухой» инструкцией описать, что изображено. В варианте Б сообщалось, что целью эксперимента
является исследование воображения, а в варианте В испытуемых предупреждали, что задачей
исследования является определение их умственных способностей. В каждом варианте испытуемым
предъявлялись разные наборы картинок, содержание которых надо было определить. Таким образом,
цель задания не менялась, менялась лишь его мотивация.
Результаты исследования показали следующее. Большинство испытуемых (и здоровых, и
больных) при решении перцептивных задач выдвигали гипотезы. Однако в условиях «глухой»
инструкции не все испытуемые стремились интерпретировать картинки, давая формальные ответы.
Особенность варианта А («глухая» инструкция) заключается в том, что мотивация процесса восприятия
в нем не задавалась экспериментально. Разворачивающаяся в такой ситуации перцептивная
Hosted by uCoz