Navigation bar
  Print document Start Previous page
 221 of 234 
Next page End  

вызвать действия больных, неадекватные содержанию их деятельности, искажающие ход их суждений.
Антиподом лабильности мышления является инертность мышления. В этих случаях отмечается
выраженная затрудненность переключения с одного способа работы на другой. Больные не могут
изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Подобные
нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями
тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.
При экспериментально-психологическом исследовании у этой категории больных
обнаруживается замедленность, тугоподвижность интеллектуальных процессов. Изменение условий
затрудняет возможности обобщения материала. Даже тогда, когда больные в состоянии понять
инструкцию и правильно выполнить операцию обобщения (например, при проведении классификации
предметов), при необходимости переключения на новый способ решения больные допускают ошибки,
так как по инерции продолжают опираться на предыдущий, утративший свою актуальность способ
решения.
Аналогичные результаты получаются и в других заданиях. Так, например, в опытах на
опосредованное запоминание (методика пиктограмм, опосредованного запоминания по А. Н.
Леонтьеву), больные, выбрав для опосредования запоминаемого слова какое-либо одно средство, не
могут это же слово обозначить по-другому. Т. е., решение задачи доступно больному, только если оно
выполняется лишь одним определенным способом.
Таким образом, инертность связей прежнего опыта приводит к снижению операций обобщения и
отвлечения. Например, при осуществлении предметной классификации такие больные не только
затрудняются объединить в одну группу однородные объекты (диких и домашних животных), но и
каждый отдельный объект предстает для
них в своем единичном значении (поэтому даже отдельные
домашние животные могут не объединяться вместе, так как они все разные). Это обусловлено тем, что
сам процесс классификации требует оттормаживания одних элементов, сопоставления с другими, т. е.
известной гибкости, переключения, что и вызывает у подобных больных наибольшие трудности.
Причем, если при лабильности мышления тоже возможны ошибки по дублированию однородных групп,
которые корректируются больными или самостоятельно, или с помощью экспериментатора, то у
больных с инертностью мышления вмешательство экспериментатора не оказывает выраженного
корригирующего воздействия.
Трудность переключения, инертность связей прежнего опыта проявляются и при выполнении
заданий по методу «исключения объектов», при определении понятий. Конкретные связи прежнего
опыта доминируют в мыслительной деятельности больных и определяют весь дальнейший ход их
суждений. Из-за подобной инертности больные часто не упускают при выполнении заданий ни одной
детали, ни одного свойства предметов. Это порождает у больных (в первую очередь больных
эпилепсией) стремление к уточнению, желание исчерпать при решении какого-нибудь вопроса все
многообразие фактических отношений между предметами, что и проявляется в своеобразном
эпилептическом резонерстве. Эпилептическое резонерство отличается обстоятельностью, излишней
детализацией и в клинике обозначается как «вязкость» мышления.
Инертность мышления также отчетливо проявляется в ассоциативном эксперименте. При этом
обращает на себя внимание большое количество запаздывающих ответов: больные отвечают не на
предъявляемое слово, а на прежнее. Запаздывающие ответы свидетельствуют о том, что следовой
раздражитель приобретает большее сигнальное значение, чем актуальный. Например, при выполнении
заданий ассоциативного эксперимента, в которых требуется отвечать на задаваемое слово словом,
противоположным по значению, больной к слову «пение» подбирает слово «молчание», а к слову
«колесо» — слово «тишина». Аналогично подбираются антонимы к словам «обман» — «вера» и «голоса»
— «ложь».
Таким образом, нарушения динамики мышления, проявляющиеся либо в неустойчивости способа
действия, либо, наоборот, в трудности перехода от одного способа действия к другому при смене
условий деятельности, существенно затрудняют адекватное отражение объективной действительности.
Другими словами, чтобы мыслительная деятельность была полноценной, необходима сохранность не
только ее операциональной и личностной сторон, но и ее динамики.
Hosted by uCoz